Ульяновский троице стефановский монастырь. Троицкий стефано-ульяновский монастырь

Фото: Троицкий Стефано-Ульяновский монастырь

Фото и описание

Троицкий Стефано-Ульяновский монастырь, по церковным легендам - пустынь, был основан Стефаном Пермским в конце 14 века. Монастырь был построен в целях распространения на Верхней Вычегде христианства. В Усть-Куломском районе известно предание, по которому местность, на которой находится монастырь, называется в честь девицы Ульянии. Она утопилась в реке Вычегда во время набегов угров из-за Урала, не желая попасться врагам. Именно напротив того места, где она погибла и построили монастырь.

В 1660-е годы московский священник Федор Тюрнин (в иночестве Филарет) с четырьмя своими сыновьями (Никоном, Гурием, Иваном, Стефаном) восстановил Спасскую Ульяновскую пустынь. В 1667 году построили деревянную церковь в честь Спаса Нерукотворного Образа, иконы и колокола для которой привезли из Москвы.

В первой половине 19 века деревянные церкви, построенные в конце 17 века, обветшали, а на их месте в 1858 году построили новую церковь с престолами в честь Нерукотворного Образа Христа и в честь Похвалы Пресвятой Богородицы.

В течение 10 лет, в период с 1886 по 1876 годы, шел сбор пожертвований по всей России на возведение Ульяновского монастыря. Слухи о чудесных исцелениях, явлении иконы увеличивали приток в обитель богомольцев. Монастырь в основном посещали крестьяне Усть-Сысольского, Печорского, Яренского уездов. Доход от пожертвований и других сборов в монастыре в 1901 году составлял более 14 тыс. рублей. Приносило прибыль и монастырское хозяйство. С 1875 года в монастыре стали разводить холмогорскую породу коров. В монастыре также были и лошади. Во владении у монастыря было 2 мельницы, кирпичный завод, мастерские по пошиву обуви и одежды.

В 1878 году была возведена водокачка на паровом двигателе. Среди монахов было развито рыболовство и огородничество. Соловецкие монахи (среди них был архитектор-самоучка Феодосий), развернули активную деятельность по строительству монастыря.

В 1869-1875 годах был построен каменный двухэтажный в пять глав Троицкий собор по проекту архитектора А. Иваницкого. На верхнем этаже находился бронзовый престол во имя святой Живоначальной Троицы. Автор икон иконостаса – придворный художник В.М. Пошехонов.

В 1872-1878 годах была возведена церковь-колокольня с 17 колоколами. В 1877-1879 годах обитель была обнесена каменной стеной с крытой галереей и угловыми башнями. В 1886 году построили каменную кладбищенскую церковь в честь Успения Богородицы. Рядом с этой церковью была построена каменная часовня.

В 1878 г. за пределами монастырской стены начали строительство гостиницы. Также был построен дом для рабочих монастыря. В 1882 году в монастыре была открыта мужская церковно-приходская школа, в 1907 году – богадельня. В 1889 году в монастыре жило 70 монахов и послушников. Для них было построено 2 братских корпуса. По числу монахов монастырь уступал лишь вологодскому Горницко-Успенскому монастырю. По площади угодий в Вологодской епархии он занимал четвертое место.

После революции деятельность монастыря понемногу стала сворачиваться. В июне 1923 года церкви опечатали. На куполе колокольни было водружено красное знамя. В 1930-е годы Троицкий собор и почти вся монастырская стена были разобраны. Во время Великой Отечественной войны в Ульяновском монастыре находился госпиталь, позднее – дом для душевнобольных. В 1960-х годах уничтожили первый этаж Троицкого собора. В 1969 году монастырские здания были взяты под охрану государства как памятник церковного зодчества. Но это было лишь условностью. Монастырь разрушался. В конце 1980-х годов здания монастыри хотели использовать для организации пансионата сыктывкарского завода «Орбита».

В 1994 году в Ульяново прибыла группа монахов во главе с о. Питиримом, они снова открыли монастырское служение. Сегодня в восстановленном монастыре живет несколько десятков послушников и монахов, которые занимаются строительными и реставрационными работами. В 1996 году при Ульяновской обители открыли духовное училище, чтобы готовить кадры священнослужителей.

Вывезенные из Ульяновского монастыря в прошлом веке ценные культовые предметы, хранившиеся в фондах Национального музея, торжественно были возвращены монастырю. Среди уникальных вещей – посох архимандрита Матфея, именной крест митрополита Филарета, фигура Иисуса Христа в темнице из дерева.

На сегодняшний день в состав монастыря входит 6 действующих храмов и одна часовня, здесь проживают 24 монаха, 5 священников, 2 диакона, около 20 трудников. У монастыря во владении – 550 гектаров земли, на которых выращивается картофель и овощи. Монахи содержат домашний скот, а также занимаются сбором грибов и ягод. При монастыре находится гостиница, где туристы и паломники могут остановиться на несколько дней.

Согласно церковным легендам, Ульяновский монастырь как пустынь во имя Спаса Нерукотворного Образа основан Стефаном Пермским в конце XIV в. Пустынь была построена с целью распространения христианства на Верхней Вычегде. В Усть-Куломском районе Республики Коми существует придание, что местность, на которой стоит монастырь, получила название в честь некоей девицы Ульянии. Во время набегов угров из-за Урала она якобы утопилась в Вычегде, не пожелав попасть в руки врагу. Напротив места ее гибели и был построен монастырь.

В 60-е годы XVII в. московский священник Федор Тюрнин (в иночестве Филарет) вместе с четырьмя сыновьями (Гурием, Стефаном, Никоном и Иваном), давшим впоследствии обет монашества, возобновил деятельность Спасской Ульяновской пустыни. В 1667 г. была построена деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, колокола и иконы, для которой были привезены из Москвы.

В первой половине XIX в, деревянные церкви, построенные в. конце XVII в., пришли в ветхость, и на их месте в 1858 г. была построена новая церковь с двумя престолами: во имя Нерукотворенного Образа Христа-Спасителя и во имя Похвалы Пресвятой Богородицы.

Священный Синод объявил сбор пожертвований на строительство Ульяновского монастыря по всей России в течение десяти лет (1866-1876 гг.). Явление иконы, части святых мощей, различного рода слухи об излечении от прикосновения к святым предметам - все это увеличило приток богомольцев в монастырь. Ежегодно число поклонников доходило до 5 тыс. человек. Монастырь посещали в основном крестьяне Усть-Сысольского, Яренского и Печорского уездов. Доход монастыря от пожертвований и различных сборов в 1901 г. превышал 14 тыс. рублей. Монастырское хозяйство также приносило большую прибыль. С 1875 г. монахи стали разводить молочный скот холмогорской породы и уже в конце 80-х годов XIX в. у них насчитывалось до 40 коров. Кроме того, в монастыре имелось до 20 лошадей. Для содержания скота были построены каменный скотный двор и деревянная конюшня. Сена накашивали до 7500 пудов. Монастырь владел 2 мельницами, кирпичным заводом, мастерскими по изготовлению одежды и обуви.

В 1878 г. была построена водокачка с паровым двигателем. Монахи развивали огородничество, рыболовство. Соловецкие монахи, среди которых находился архитектор-самоучка Феодосии, коми по национальности, развернули бурную деятельность по строительству монастыря.

В 1869-1875 гг. был сооружен двухэтажный каменный пятиглавый Троицкий собор (собор построен по проекту Губернского архитектора А. Иваницкого).

На верхнем этаже располагался бронзовый престол в честь святой Живоначальной Троицы. Иконы в иконостасе были работы придворного художника В.М.Пошехонова.

В 1872-78 гг. была воздвигнута 60-метровая церковь-колокольня, внутри которой находились на нижнем этаже Трапезная церковь во имя Преподобных Зосимы и Савватия, на верхнем - церковь во имя Николая Чудотворца. На колокольне было установлено 17 колоколов, из них один весом до 354 пудов, другой - 303 пуда.

В 1877-79 гг. монастырь обнесли каменной стеной с четырьмя угловыми башнями и крытой галереей для крестного хода. Общая длина стены достигала почти 1 км. В стене была устроена квадратная церковь во имя Архистратига Михаила. В угловых башнях разместились кладовые, кузница, слесарня и кельи.

В 1886 г. была воздвигнута каменная кладбищенская церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы на месте сгоревшей в 1883 г. деревянной кладбищенской церкви. Иконостас для церкви пожертвовал соликамский купец И.А.Рязанцев. Рядом с церковью построили каменную часовню, в которой разместили противопожарный инвентарь. Монастырское кладбище, кладбищенская церковь и часовня были окружены каменной оградой.

В 1878 г. вне монастырской стены было начато строительство четырехэтажной гостиницы для приезжих. Кроме того, вне стены был построен трехэтажный дом для монастырских рабочих.

В 1882 г. была открыта церковно-приходская школа для мальчиков, в 1907 г. - богадельня для больных. В 1871 г. в монастыре жили 36 монахов и послушников, в 1889 г. число их выросло до семидесяти человек. Для них были построены 2 братских корпуса.

По количеству монашествующих Ульяновский монастырь уступал только вологодскому Горницко-Успенскому монастырю. По размерам угодий он занимал четвертое место в Вологодской епархии.

После прихода к власти в Коми крае большевиков деятельность монастыря стала сворачиваться. На пленарном заседании исполнительного областного Комитета Коми АО 9 мая 1923 г. было принято решение о закрытии монастырских церквей. Решение основывалось на декрете СНК от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства; В июне 1923 г. комиссия приступила к работе, церкви были опечатаны. На куполе колокольни водрузили красное знамя. Комиссия постановила выселить монахов из монастыря, церковное имущество согласно составленной описи распределить между областными учреждениями Коми АО. Акт комиссии со стороны представителей монастыря подписали игумен Амвросий (Морозов), иеромонах Тихон (Лапшин), пономарь Вениамин (Митюшев). Вес имущества Ульяновского монастыря, отправленного в Усть-Сысольск, составил 2535 пудов. Обществу друзей Воздушного Флота были переданы почти все колокола (в том числе один весом в 1012 пудов) Усть-Куломские власти не понимали, к чему запечатывают церкви, которые необходимо подвергнуть уничтожению, поэтому они попросту уничтожали все без разбору, так погибло много ценных документов, между прочим, интересные описи.

В 30-е годы Троицкий собор и большая часть монастырской стены были разобраны. В 1930г. тут находились фельдшерский пункт, сельхозопытная станция, пароходная стоянка. Во время Великой Отечественной войны в Ульяново располагался госпиталь, затем - дом для душевнобольных. В тридцатых годах был разобран верхний этаж Троицкого собора.

1960-х гг. был уничтожен первый этаж собора. То, что не успели разрушить, числилось под охраной государства. В 1969 г. комплекс монастырских зданий был взят под охрану государством как памятник церковного зодчества, но охраны как таковой не существовало. Монастырь разваливался на глазах.

В конце 1980-х гг. монастырские здания планировалось использовать для организации пансиона сыктывкарского завода «Орбита».

В июне 1994 г. в Ульяново приехала группа монахов во главе с игуменом о. Питиримом, которая вновь открыла монастырское служение. В настоящее время в восстановленном Троице-Стефановском Ульяновском монастыре живут несколько десятков монахов и послушников, занятых в основном реставрационными и строительными работами.

В 1996 году при Ульяновском монастыре было открыто духовное училище для подготовки кадров священнослужителей.

Ценные предметы культа, вывезенные из Ульяновского монастыря в 20 - е. годы прошлого столетия, и хранившиеся до сих пор в фондах Национального музея, были ему торжественно возвращены обратно. В числе уникальных вещей именной крест митрополита Филарета, посох архимандрита Матфея, а также фигура Иисуса Христа в темнице (Сидящий Иисус) из дерева («Комсомольская Правда», 10 августа 2001).

Сейчас монастырь включает в себя 6 действующих храмов и одну часовню, где проживают двадцать четыре монаха, пять священников, два диакона и примерно 20 трудников. В монастыре воспитывается четверо детей-сирот.
Монастырь владеет 550 га земли, на которых выращивает картофель и другие овощи. Также монахи держат домашний скот, собирают грибы-ягоды.

При монастыре есть гостиничные комнаты где паломники и туристы могут пожить несколько дней. Проживание бесплатное.

Многими турфирмами города (Вертастур и др.) в Ульяновский монастырь проводятся однодневные экскурсии «Туры выходного дня» - ознакомление с историей Коми, посещение храма, экскурсия по монастырской обители, чаепитие в трапезной. Проезд на туристических автобусах. Время в пути от Сыктывкара до Ульяново 2,5 часа (190 км).

Троицко-Стефановский Ульяновский монастырь

По преданию, был основан в конце XIV века святителем Стефаном Пермским .
Располагался на территории Устькуломской волости Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии.
Ныне – с. Ульяново Усть-Куломского района Республики Коми.
Действующий монастырь.

Из Соловецкого монастыря: новый монастырь у зырян // Вологодские епархиальные ведомости. – 1867. – № 1. – С. 22-26. – В конце подпись: М. И.

О Троицко-Стефановском Ульяновском монастыре.

читать

Матвей. Воззвание настоятеля Троицко-Стефановского Ульяновского монастыря Устьсысольского уезда Вологодской епархии, строителя иеромонаха Матфия, бывшего инока и наместника Соловецкой обители / Матвей // Вологодские епархиальные ведомости. – 1867. – № 1. – C. 26-29 .

читать

Список лиц, сделавших пожертвования в пользу Троицко-Стефано-Ульяновского монастыря деньгами и вещами в 1868 году // Вологодские епархиальные ведомости. – 1869. – № 6-7. – С.118-120.

читать

Арсеньев Ф. А. Ульяновский монастырь у зырян: Троицко-Стефановская нообщежительная обитель: с рис. и видом монастыря / описание сост по поручению иноков Ульяновской обители Ф. А. Арсеньев; изд. Ульяновского монастыря. – М. : Типо-литогр. Н. И. Куманина, 1889. – 148 с.

читать

Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем: в 3 т. Т. 1. Преобразования старых и учреждение новых монастырей с 1764-1795 годов по 1 июля 1890 года / В.В. Зверинский. – СПб. : Тип. В. Безобразова и К, 1890. – 293 с.

Троицкий-Ульяновский-Стефановский-Спасский монастырь, запись № 524.

читать

Лебедев А. Святая обитель среди зырян [Троицко-Стефано-Ульяновский монастырь] и ее строитель [архимандрит Матфей] / А. Лебедев // Прибавления к церковным ведомостям. – 1895. – № 27. – C. 919-925.

читать

Святая обитель среди зырян [Троицко-Стефано-Ульяновский монастырь] // Вологодские губернские ведомости. – 1895. – № 32. – С. 11-12.

Лебедев В. К. От Вологды до Ульянова монастыря, на дальнем севере у зырян / В. Лебедев // Областной историко-археологический съезд. Труды. – Кострома, 1914. – С. 42-129.

Арсеньев Ф. А. Ульяновский монастырь у зырян: [Троицко-Стефановская новообщежительная обитель] / описание сост. по поручению иноков Ульяновской обители Ф. А. Арсеньев; предисл. Л. П. Рощевской. – [репринт. изд. 1889 г.]. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1994. – 143 с.

читать

Устьсысольский Стефано-Ульяновский монастырь, в Усть-сысольском уезде // Православные русские обители: полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне / [сост. П. П. Сойкин]. – СПб., 1994. – С. 98-99.

читать

Лахтионова Т. И. К истории Троице-Стефано-Ульяновского монастыря: (обзор фонда Ульяновского монастыря Национального архива Республики Коми) / Т. И. Лахтионова // Региональные аспекты исторического пути православия: архивы, источники, методология исследований: материалы межрегион. науч. конф. – Вологда, 2001. – Вып. 7. – С. 263-267.

читать

Питирим. Путь становления обители: этапы формирования Троицко-Стефановского Ульяновского монастыря в 1866-1894 гг. при архим. Матфее и его возрождение в 1994-1998 гг. при епископе Питириме: сходства и различия как источник положительного опыта / епископ Питирим; [отв. ред. М. А. Мацук]; Рус. правосл. церковь, Моск. патриархат, Сыктывк. и Воркут. епархия. – Сыктывкар: Сыктывкарска и Воркутинская епархия, 2001. – 114 с. : л. цв.ил., л. ил.

читать

Рощевская Л. П. Устюжане – строители Троице-Стефановского Ульяновского монастыря в Коми крае / Л. П. Рощевская // Великий Устюг: краевед альм. Вологда, 2004. – Вып. 3. – С. 84-92.

Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь находится в Усть-Куломском районе республики Коми, в 160 км. к востоку от Сыктывкара, на правом берегу р. Вычегда. Основан святителем Стефаном, епископом Великопермским, просветителем зырян, как пустынь во имя Образа Спаса Нерукотворного в XIV веке. Около 1396 года был построен первый небольшой храм Преображения Господня. Монастырь трижды за свою историю приходил в упадок и возрождался. Первый раз пустынь была возрождена в 1667 году московским священником Федором Тюрниным и его сыновьями. Второй раз монастырь притерпел сильные материальные лишения и в 1764 году закрыт (обращен в приходской храм Ульяновского погоста). В 1860 году возобновлен для монашеской жизни иноками Соловецкого монастыря.

В 1879 году был выстроен прекрасный каменный архитектурный ансамбль монастыря, храмы и каменная ограда с 4 красивыми угловыми башнями. Протяженность стены достигала около километра.

К началу XX века монастырь входил в десятку самых известных обителей России.

Третий раз монастырь притерпел лишения и был упразднен в 1923 году, почти все насельники обители были репрессированы и расстреляны. Двое из них, иеромонахи Платон и Мелетий, причислены к лику святых Новомучеников Российских.

В 1930-х года главный храм монастыря - Свято Троицкий собор и часть стены были разобраны.

В 1994 году в монастыре, который возглавил иеромонах Питирим, ныне епископ Сыктывкарский и Воркутинский, возобновилась монашеская жизнь и богослужения, начался ремонт монастырских зданий, были возвращены святыни.

В 1994 году под развалинами Троицкого собора были обретены мощи отцов-строителей: архимандрит Матфей, иеромонахи Паисий, Феофилакт и Амвросий, представленные в 2000 году к рассмотрению вопроса о канонизации их как местночтимых святых.

Храмы монастыря:

Храм Святой Живоначальной Троицы 1997 год;
Храм Зосимы, Савватия и Германа Соловецких 1879 год (колокольня церкви высотой 64 метра);
Надвратная церковь во имя Архистратига Михаила и Прочих Небесных Сил Бесплотных 1880 год;

Святыни:

В храме Зосимы, Савватия и Германа соловецких хранится ларец - мощевик с мощами многих угодников Божиих;
Рака с мощами отцов-основателей: архимандрита Матфея, иеромонахов Паисия, Феофилакта и Амвросия, обретеные в 1994 году;
Образ Спасителя, обретенный в Москве в ноябре 1867 года;
Рака мученицы Иулиании Никомидийской;
Образ Господа нашего, называемый "Иисус в темнице", вырезанный из дерева;
Напрестольный крест, подаренный монастырю святителем Филаретом Московским 18 ноября 1867 года;
Настоятельский жезл архимандрита Матфея (Сунцова), основателя и строителя монастыря с 1866 года по 1895 год.

Богослужения в Троице-Стефано-Ульяновском мужском монастыре совершаются каждый день.
В 6.00 утренние молитвы, 6.30 молебен, по окончании молебна часы и Божественная литургия. В 16.00 вечерня, утреня.
В 20.00 вечерние молитвы, заупокойная лития в храме прп. Зосимы, Савватия и Германа. По окончании чтение акафиста и крестный ход.
Каждую субботу после литургии панихида. Богослужения в монастыре проводят священнослужители по очереди, служа по неделям.

По территории монастыря для паломников проводятся экскурсии.

Как добраться: на общественном транспорте от автовокзала, проезд маршрутным автобусом Сыктывкар-Усть-Кулом, время в пути примерно 2,5 часа

Адрес: 168067, Республика Коми, Усть-Куломский район, поселок Ульяново

Телефон: +7 (821 37) 9 93 18

В Республике Коми находится один из старейших монастырей этого края - . Это место привлекает многочисленных паломников и туристов со всего мира не только своей красотой, местом расположения, но и удивительными историями связанными с этим монастырем.

Святая обитель Ульяново

Первым основателем монастыря был Стефан Пермский еще в 1385 году. Правда обитель тогда просуществовала недолго. В этих краях бытует легенда, что в расположенной рядом с монастырем реке Вычегда утонула девушка Ульяния, поэтому это место стало так называться.

Второе рождение обители произошло в 1667 году. В Ульяново священник Федор Тюрнин начинает возрождение Спасской пустыни и строит деревянную церквушку. Но после смерти священника она вновь перестает существовать, возрождается обитель уже в третий раз только в 1860 году. Тогда усилиями монахов из Соловецкой обители начинается строительство монастыря и храмов. Спустя несколько лет были сооружены несколько каменных храмов, восстановлен монастырь.

Многочисленные паломники потянулись в эти края. В 1872 году построена самая высокая в республике Коми колокольня. Но с приходом советской власти весь православный комплекс упраздняется. Священников и монахов ссылают в лагеря и расстреливают. Монастырь, крепостные стены и колокольня постепенно разбираются, а сохранившиеся реликвии передаются в музей.

Только спустя много лет, после распада СССР, Троице-Стефано-Ульяновский монастырь возвращается к православным людям. Тут начинают проводить реставрационные и восстановительные работы. В настоящее время это крупнейший православный объект на территории республики, а в одном из храмов хранится уникальная скульптура из дерева - изображение "Иисуса в темнице" - эти скульптуры имеют мировую известность.

Стоит отметить, что на территории комплекса для паломников и туристов есть гостиница, которая не берет денег с постояльцев.

Похожие статьи

  • Капернаум – город, излюбленный Христом Посещение Национального парка

    Вконтакте Капернаум - древний город, располагавшийся на северо-западном побережье в 5 км к северо-западу от Табхи.Упоминается в Новом Завете как родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова. NicFer , GNU 1.2 В Капернауме в...

  • Необитаемый остров Кекова — древний затонувший город в Турции

    Остров Кекова на данный момент считается одной из наиболее популярных . Сюда ежегодно съезжаются туристы со всего мира не только для того, чтобы насладиться красотой здешней природы, но также и чтобы лучше ознакомиться с историей Древнего...

  • Турция: Подземный город Деринкую Такси и трансферы

    Для полноты картины в Каппадокии после прогулок по долинам надо посетите подземный город Деринкую. В Каппадокии известно около двух сотен подземных городов, но самый большой – Деринкую. За ним идет Каймаклы, который находится в десяти...

  • Кто и почему скрывает истинную дату катастрофы?

    Помпеи (Италия) – уникальный город. Он представляет интерес как историческое наследие не только для Италии, но и для всего мира. Город находится под охраной ЮНЕСКО и, по сути, является музейным комплексом под открытым небом. Наверное,...

  • Помпеи – город погребенный заживо

    Что мы знаем о древнем городе Помпеи? История рассказывает нам о том, что когда-то этот процветающий город вмиг погиб со всеми жителями под лавой проснувшегося вулкана. На самом деле история Помпей очень интересна и наполнена большим...

  • Самые богатые шейхи Востока 

    В арабском языке термин шейх означает родовитого взрослого мужчину, который имеет огромное состояние и пользуется большим уважением в обществе среди верующих. Только самые почитаемые и уважаемые мусульмане могут заработать это почетного...