Розовый павильон в павловске. Розовый павильон и Самсоновский трубопровод (г.Петродворец, Луговой парк) Розовый павильон

1811-1812; 1814
Воронихин А.Н.; арх. Росси К.И., худ.-декоратор Гонзаго П.

Розовый павильон представляет собой деревянное здание с четырьмя фасадами и небольшим куполом, построенное в 1807-1812 годах по проекту архитектора А. Воронихина. Розовый павильон был со всех сторон окружен розами, и основной темой его внутренней отделки тоже были розы. В 1814 году к павильону пристроили танцевальный зал по проекту К. Росси и П. Гонзаго. Зал был построен всего за 17 дней - для бала в честь возвращения Александра I из Парижа после победы над Наполеоном. В наши дни в Розовом павильоне проводятся литературные чтения и музыкальные вечера.

На месте, где соединяются между собой четыре парковых района - Белая береза, Парадное поле, Старая и Новая сильвии, - в начале XIX века возник павильон, ставший вскоре одним из самых прекрасных и знаменитых сооружений Павловского парка. Здесь, на берегу пруда, рядом с аллей, ведущей в сторону дворца, в 1799 году построил дачу брат друга детства Павла I князь Алексей Куракин. В 1806 году ее купил и перестроил князь Л. Багратион, а в 1812 году проданный в казну дом был перестроен А. Воронихиным в парковый павильон, получивший название Розового павильона, так как был окружен розариями. В украшении самого строения все было подчинено теме этой царицы цветов.

Танцевальный зал Здесь в обществе хозяйки Павловска собирались художники и литераторы, здесь каждый мог написать в альбом свои стихи и проникновенные посвящения, здесь Мария Федоровна старалась выполнить все желания чувствительных и образованных гостей, вход для которых был открыт в любое время. 27 июля 1814 года Розовый павильон и его окружение стали местом великого торжества - встречи Александра I, возвратившегося из Парижа после победы над Наполеоном. По этому случаю к павильону по проекту К. Росси был пристроен Танцевальный зал, П. Гонзага написал на щитах театральные декорации, изображавшие русскую деревню. Эти декорации, установленные на воздухе на фоне пейзажей парка, создавали полную иллюзию действительных построек, на фоне которых разыгрывалось представление встречи народом войск победителей.

Танцевальный зал Декорации, несмотря на неоднократные починки, погибли уже в XIX веке, а сам павильон - во время войны. Возрожденный в результате длительных исследовательских и восстановительных работ, Розовый павильон органично вписался в пейзажное парковое окружение и поражает как благородством стиля, так и свойственными для Павловска удивительно найденными масштабами соотношении между рельефом, растительностью, самой постройкой и человеком.

Режим работы и стоимость билетов в Розовый павильон.

В Луговом парке от царской мельницы прямой, как стрела, канал приводит к Озерковскому, или Розовому, павильону. В том месте, где стоит павильон, канал расширяется в длинное озеро, часть которого образует так называемый Самсоновский бассейн. Параллельно ему с востока тянется другое узкое озеро, а к северу находится третье, соединенное со вторым шлюзом. На перешейке, у которого сближаются все три озера, построен тот самый павильон, получивший от озер свое название. Павильон построен по проекту Штакеншнейдера в 1848 году в греко-римском (помпейском) стиле. С южной стороны его полукруглая ниша с колоннами, посреди ниши - скамейка. В другой нише бронзовая статуя Императрицы Александры Феодоровны. Главный вход в павильон украшен открытым портиком. Балки, составляющие его потолок, поддерживаются прекрасными гермами работы Теребенева. Весь портик прикрыт вьющимися растениями. Посреди портика - мраморная статуя Баруччи «Спящая нимфа». Внутри павильона помещается большая зала, кабинет и гостиная Императрицы; все комнаты очень стильной отделки. Обстановка тоже обращает на себя внимание. Из числа находящихся в павильоне предметов можно указать на круглый столик с фарфоровой верхней доской, на которой живописью изображены мотивы рафаэлевских лож, далее следует отметить прекрасные бронзовые канделябры в античном стиле, украшенные ящерицей, ползущей по стержню.
Интересны фарфоровые вазы, расписанные красным рисунком по черному полю, в стиле греческих гончарных изделий такой же письменный прибор. Из комнат лестница ведет на башню, в которой также две комнаты одна над другой. Верхний этаж башни имеет открытые арки, из которых красивый вид на окрестности. Вообще, павильон один из самых изящных в Петергофе. Красива и обстановка, его окружающая. С юга к нему примыкает небольшая площадка, огороженная полукруглой решеткой. У концов решетки на запрудьe, перегораживающей в этом месте бассейн, поставлены два мраморных тритона на дельфинах, возле одного из них прекрасная мраморная копия Паллады Джустиниани. За ней лестница ведет вниз ко второму озеру и здесь под обрывом, у небольшого водоската, среди кустов - мраморная купальщица. С северной стороны павильона спускается красивая лестница, по уступам которой поставлены вазы и два бронзовых кентавра. Мостик через проток, соединяющий два пруда, украшен галереей из каменных столбов, перевитых вьющимися растениями. Перед лестницей разбит газон, украшенный мраморной статуей Психеи. Далее идет широкий пруд, посреди которого на островке притаилась мраморная нимфа. Противоположный берег пруда образует террасу с балюстрадой из серого полированного гранита. По сторонам на пьедесталах поставлены две большие бронзовые кратеры с рельефными изображениями вакхического танца и жертвоприношения Поликсены. На площадке, образуемой террасой, красуется великолепная бронзовая копия ватиканскаго Нила, копия эта была сделана Гамбургером по модели, присланной папою Пием IX в дар Николаю I.

У начала Розовопавильонной аллеи, проложенной от Парадного поля к Кругу Белых берез, стоит одно из самых поэтических сооружений Павловского парка - Розовый павильон - легкое деревянное здание, построенное в 1807-1812 (1807) гг. по проекту арх. А. Н. Воронихина.

Существует легенда о том, что на этом участке с разрешения Александра I его флигель-адъютант князь Багратион (будущий герой войны 1812 г.) построил небольшой домик, предназначенный для хранения и разведения роз, которые он ежедневно преподносил даме своего сердца, одной из фрейлин императрицы. Позднее Мария Федоровна выкупила этот участок и повелела соорудить на нем Розовый павильон.

Розовый павильон со всех сторон был окружен розами редких сортов.

Павильон выстроен, а м.б. переделан, из бывшей дачи кн. Багратиона Воронихиным, на проекте арх. он назван арсеналом.

Здание увенчано небольшим куполом, а все четыре фасада первоначально были украшены колонными портиками.

В большом центральном зале с куполом были вмонтированы "эоловы арфы", издававшие при ветре мелодичные звуки.

Внутренний интерьер, мебель, фарфоровые вазы, сервизы - все было украшено изображением роз. Танцевальный зал при Розовом павильоне, отделкой которого руководил Гонзаго, мог поспорить с дворцом и любым другим сооружением парка красотой своего убранства: гирлянды искусственных роз, великолепный плафон сложного орнамента, собранного в единый узор, высокохудожественные люстры и канделябры тонкого рисунка - все пленяло взгляд изяществом и вкусом.

В Розовом павильоне имп. Мария Федоровна радушно принимала художников, архитекторов, писателей. Там сохранялись альбомы со стихами Крылова, рисунками Кипренского. Материи для покрытия мебели в павльоне были вышиты принцессами Вюртембергскими и придворными дамами.

С одной из сторон в 1814 г. к Розовому павильону был пристроен Танцевальный зал по проекту арх. К. Росси и П. Гонзаго. Роскошный Танцевальный зал был построен всего за 17 дней. Здесь проходила торжественная встреча Александра I и грандиозный бал в честь победы России в Отечественной войне 1812-1814 гг. и по случаю возвращения из Парижа русских войск. В их честь здесь был устроен театральный праздник. Вокруг Павильона Роз разместили сценические площадки с декорациями П. Гонзаго, макеты сельских хижин.

Гостей было великое множество. Музыку специально к этому празднику написал композитор Д. Бортнянский, тексты приветствия создавали поэты Вяземский, Батюшков, Жуковский. Пешком из Царского Села на встречу Александра I пришли лицеисты, среди которых был и юный Александр Пушкин. Когда Александр I вошел в Розовый павильон, хор грянул: «Россия, им гордись!» Празднование затянулось до утра - гремела музыка над иллюминированными аллеями парка, в небе расцветали фантастические букеты роскошного фейерверка.

Позднее павильон долгие годы служил местом встречи русских литераторов, музыкантов, художников. Здесь бывали Н.М.Карамзин, В.А,Жуковский, М.И.Глинка, И.Д.Крылов, О.А.Кипренский и др. Здесь же проходили концерты известных музыкантов.

Наверное, мало кто знает, откуда же берут свои воды знаменитые Петергофские водопады. Чаще всего гости, приезжающие в Петродворец, довольствуются теми экскурсиями, которые предлагают по Верхнему и Нижнему паркам. Они того стоят, но если отойти на пару километров на юг от парка, то можно по живописной аллее попасть в Луговой парк.

Луговой парк г. Петродворца входит в исторический дворцово-парковый ансамбль площадью более 1000 га, который имеет общегосударственное и международное значение. Парк является памятником архитектуры 19 века. Он был задуман как пейзажный парк. На территории парка располагается уникальная гидротехническая система (каналы, пруды-накопители, шлюзы-регуляторы), созданная по замыслу Петра I для обеспечения водой фонтанов Петродворца и Стрельны. Уникальность гидросистемы состоит в том, что её бесперебойное функционирование обеспечивается за счёт естественных ресурсов водосбора.

От главного входа в Верхний сад, вдоль Самсоновского трубопровода , тянется на юг широкая, обсаженная липами дорога, длиною 2 километра.

Она заканчивается у Круглого пруда перед Розовым павильоном , оформляющим вход в Луговой, или Озерковый, парк.

Закладывался парк в середине XIX века на месте болот и крестьянских полей. Архитектор А. Штакеншнейдер составил проект зданий, инженер М. Пильсудский разбил на местности пруды и каналы, спроектировал мосты, а садовый мастер П. Эрлер подбирал и высаживал деревья и кустарники.

Развивая принципы пейзажных парков, русские паркостроители середины XIX века считали, что главную красоту их составляют элементы, характерные для самой природы: луга, водоемы, острова на них, свободно размещенные группы деревьев, цветы. Решающую роль в оформлении нового паркового массива отвели лугам и прудам-водохранилищам. Вдоль десяти прудов, вытянутых словно ожерелье и соединенных каналами, и расположены участки Лугового парка.

Розовый, или Озерковый, павильон - основное архитектурное сооружение парка - был построен в 1845-1848 годах по проекту А. Штакеншнейдера по типу павильонов Ольгина пруда. В годы Великой Отечественной войны Розовый павильон был разрушен.

Он был расположен у начала чугунного Самсоновского водовода, на дамбе, почти окруженной водоемами: Самсоновским бассейном , Большим Круглым и Мельничным прудами , состоял из двух одноэтажных объёмов, соединённых небольшой галереей, и высокой трёхэтажной башни, увенчанной колоннадой тосканского ордера, служившей главной видовой площадкой этой части парка.

Главный вход был украшен открытым портиком, навес над которым поддерживали гермы (четырёхгранные столбы с изображением голов наверху) из серого гранита, выполненные скульптором А. И. Теребенёвым (автором скульптур атлантов у подъезда Нового Эрмитажа), и полукруглая гранитная терраса с решёткой, где находятся затворы фонтанных труб.

Портик закрывался плющом, и внутри него, в зелёном полумраке, возвышалась прекрасная статуя итальянского скульптора Баруччи "Спящая нимфа" . Необычайную поэтичность придавала зданию и примыкавшая к нему трёхэтажная башня с открытой террасой наверху. Сад, разбитый вокруг павильона, поражал изяществом цветочных газонов, мостиков, террас у прудов, богатством скульптурного украшения.

Павильон был сильно повреждён во время войны, перголы, другие произведения малых форм и скульптура утрачены, башня разрушена (есть сведения, что как минимум некоторые из герм были вывезены в Петергофский музей-заповедник, где и сохраняются по настоящее время).

Сохранилась лишь площадка с подпорной стенкой из серого гранита, на которой некогда была установлена скульптурная группа «Нил». К павильону стягивалось несколько дорог, связывавших его с другими парками Петергофа и с отдалёнными районами Лугового парка. Они шли на юг, вдоль водовода, и на юго-запад, к Бельведеру.

К сожалению, реконструировать этот памятник никто не пытается (в отличие от посещаемых Нижнего парка, Александрии), поэтому максимум на что хватает - это установка памятной таблички...

А вот так Розовый павильон запечатлен на акварели Луиджи Премацци (1850), на картине, находящейся в Государственном Эрмитаже . Что называется - найдите 10 отличий...

Розовый павильон или Павильон Роз - один из наиболее очаровательных павильонов ансамбля Павловского парка, который представляет значительную художественную и историческую ценность как редчайший образец классического деревянного зодчества. Автором проекта Розового павильона является Андрей Воронихин. Позже здесь также работали Пьетро Гонзаго и Карл Росси.

Розовый павильон расположен в месте соединения трех районов Павловского парка: Белой Березы, Старой Сильвии и Парадного поля. Именно поэтому он играет существенную роль в создании общего пейзажа парка, как бы завершая его художественный облик.

В 1797 г. участок земли «близ Парадного поля» был пожалован императрицей Марией Федоровной князю, тайному советнику, генерал-прокурору Департамента уделов, камергеру, кавалеру различных орденов Алексею Борисовичу Куракину, под строительство загородного дома.

Именно дом А.Б. Куракина располагался на месте Розового павильона. Он был прямоугольным в плане с портиками с четырех сторон и был выполнен из дерева.

В 1806 г. участок с домом и службами был продан князем военному губернатору города Павловска, Петру Ивановичу Багратиону, который отвечал за безопасность царской семьи, когда Двор выезжал в Павловск на лето. Багратионом также был приобретен и соседний участок, который принадлежал князю М.П. Голицыну. Кто был автором проекта переделок дома Куракина неизвестно. Строительство велось купцом 3-й гильдии Андреем Пелевиным.

Отправляясь в декабре 1810 г. в действующую армию, Багратион дал распоряжение Пелевину о продаже своей павловской недвижимости. Что и было сделано.

В 1811 г. участки стали собственностью казны императрицы Марии Федоровны. Но память о бывшем владельце еще долго сохранялась в имени этого участка. Его так и называли «дача Багратиона».

Андрей Воронихин по поручению императрицы переделал этот дом в парковый павильон. По идее Марии Федоровны павильон должен был быть царством роз – ее любимых цветов.

Розы украшали специально созданную для него мебель и оформление интерьеров павильона, розы были и на фарфоровом сервизе и в разбитом около стен павильона розарии. Цветы привозили из разных уголков Европы. Императрица любила и разбиралась в них. Но особенную страсть он проявляла к розам. Поэтому парковый павильон и был назван Розовым. В 1812 г. на фронтоне главного фасада сооружения появилась вызолоченная надпись на французском языке «Pavillon des roses».

Когда 27 июля 1814 г. Павловск встречал Александра I и русскую гвардию, которая вернулась с победой над Наполеоном из Парижа, к Розовому павильону спешно был пристроен танцевальный зал. Работами по строительству руководил архитектор К. Росси и декоратор П. Гонзаго. Кроме того, рядом с Павильоном Роз на пруду «для ловления рыбы» устроили пристань с деревянными перилами. А у павильона Роз были установлены медные статуи Геркулеса, сидящего на лошади, и Аполлона Геркуланского.

Сегодня воссозданный павильон Роз выполняет роль концертного зала. Самый лучший музыкальный проект, осуществляемый в его стенах, это проводимый ежегодно, начиная с 2002 г. фестиваль «Большой вальс в Павловске». Фестиваль посвящен композитору Иоганну Штраусу. Со временем фестиваль вышел далеко за пределы Павловска и стал межмузейным проектом, получив более широкое название «Большой вальс».

Другой музыкальный фестиваль, проводимый в Розовом павильоне, посвящен композитору Михаилу Глинке. Таким образом чтятся и продолжаются традиции, некогда заложенные царственной хозяйкой Павловска, Марией Федоровной


А ещё там живут вот такие милые зверюшки:)))


И вот такие милые птицы.
А с этой птичкой у меня получилась занятная история.
Увидев этого красавца(да ещё с раскрытым хвостом) я остановилась, чтобы сфотографирвать. А он вдруг как закричит!... В голове всплыл мультфильм о Мюнхгаузене(павлин-мавлин). Рядом стоял мужчина, рассматривая розы. От этого крика он вздрогнул. И спрашивает: кто это так орёт? Я ему отвечаю, показывая на павлина, птичка эта!...Или я сказала смешно, или он тоже мультик вспомнил, но мы рассмеялись:)))
Розами я ещё долго любовалась...Но их покажу отдельно.

Продолжение следует...

Похожие статьи

  • Капернаум – город, излюбленный Христом Посещение Национального парка

    Вконтакте Капернаум - древний город, располагавшийся на северо-западном побережье в 5 км к северо-западу от Табхи.Упоминается в Новом Завете как родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова. NicFer , GNU 1.2 В Капернауме в...

  • Необитаемый остров Кекова — древний затонувший город в Турции

    Остров Кекова на данный момент считается одной из наиболее популярных . Сюда ежегодно съезжаются туристы со всего мира не только для того, чтобы насладиться красотой здешней природы, но также и чтобы лучше ознакомиться с историей Древнего...

  • Турция: Подземный город Деринкую Такси и трансферы

    Для полноты картины в Каппадокии после прогулок по долинам надо посетите подземный город Деринкую. В Каппадокии известно около двух сотен подземных городов, но самый большой – Деринкую. За ним идет Каймаклы, который находится в десяти...

  • Кто и почему скрывает истинную дату катастрофы?

    Помпеи (Италия) – уникальный город. Он представляет интерес как историческое наследие не только для Италии, но и для всего мира. Город находится под охраной ЮНЕСКО и, по сути, является музейным комплексом под открытым небом. Наверное,...

  • Помпеи – город погребенный заживо

    Что мы знаем о древнем городе Помпеи? История рассказывает нам о том, что когда-то этот процветающий город вмиг погиб со всеми жителями под лавой проснувшегося вулкана. На самом деле история Помпей очень интересна и наполнена большим...

  • Самые богатые шейхи Востока 

    В арабском языке термин шейх означает родовитого взрослого мужчину, который имеет огромное состояние и пользуется большим уважением в обществе среди верующих. Только самые почитаемые и уважаемые мусульмане могут заработать это почетного...