Петропавловский собор репрезентативная статья. Петропавловский собор (1703)

Петропавловский собор является самым старым петербургским храмом. Его начали строить 12 июля 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной крепости . Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года . 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметьева наш шведскими судами на Чудском озере.

Стены церкви снаружи раскрасили под жёлтый мрамор. Храм был увенчан шпилем. Первое его графическое изображение относится к 1705 году (гравюра Ф. Н. Никитина). Первое описание появилось в 1710 году:

"Посреди крепости, вплотную у этого канала, стоит маленькая, но красивая деревянная русская церковь с одной изящной остроконечной башней на голландский манер. Наверху в башне висят несколько колоколов, которые, тронутые рукой человека, каждый час исполняют как прелюдию гармоничный колокольный звон на голландский манер, и на которых человек, за отсутствием часового механизма, ударами вручную определённого колокола в соответствии с количеством часов указывает время" [Цит. по: 2, с. 20, 21].

8 июня 1712 Доменико Трезини был заложен новый большой каменный храм. Строительство началось только в мае 1714 года. Стены храма стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви, которую в 1719 году разобрали и перенесли на Городовой остров, поставив её на каменный фундамент. Там её назвали храмом Апостола Матфея. Позже эта церковь также была перестроена в камне и простояла до Великой Отечественной войны.

В первую очередь несколько сотен человек выкопали глубокие рвы, выложили фундамент. Петропавловский собор поставили на ленточный фундамент глубиной два метра, что необычно, так как гораздо чаще тогда применяли фундамент на сваях. Каменные стены Петропавловского собора начали строить с колокольни, так повелел Пётр I. Она была необходима в то время как смотровая площадка, откуда бы можно было увидеть приближение шведских войск. 24 января 1715 года Пётр I требовал "колокольню, которая в городе, как возможно скорее отделать, дабы в будущем 716 году возможно на оной часы поставить, а церковь делать исподволь ".

Во время путешествия по Европе Пётр I обратил внимание на часы-куранты имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же Пётр захотел иметь и в России, были закуплены трое курантов, одни из которых были доставлены в Санкт-Петербург. Желание царя видеть часы в деле было так велико, что под его давлением куранты установили ещё на недостроенную колокольню.

Создание шпиля Петропавловского собора началось в зимние месяцы 1717 года, когда началась заготовка стропил. 1 мая Доменико Трезини пригласил для работ над этим сложным инженерным сооружением голландца Германа ван Болеса, который создал проект 25-метрового шпиля и в течение нескольких лет занимался его реализацией. В сентябре 1718 года на шпиль подняли яблоко. В мае 1719 года Канцелярия городовых дел заключила с рижским мастером Ф. Цимерсом договор, согласно которому тот выковал 887 листов из красной меди. В апреле 1721 года - договор с рижскими мастерами И. П. Штейнбейсом и И. В. Эберхардом на золочение этих листов.

Уже при Петре I Петропавловский собор становится усыпальницей для членов царской семьи. В 1715 году здесь похоронена жена царевича Алексея Софью-Шарлотту-Кристину, в 1717 году - сестра Петра I Мария Алексеевна, в 1718 году - царевич Алексей.

В августе 1720 года на колокольне заиграли часы. На неё неоднократно поднимался Пётр I. Он с удовольствием приглашал туда иностранных гостей, коим стал и голштинский камер-юнкер Бергхольц. В своём дневнике он записал:

"7 [августа 1721 года] большое общество их тех, что остались дома, поднялись в полдень на башню крепости, отчасти чтобы посмотреть на куранты, потому что в этот час должны были играть на колоколах, отчасти чтобы увидеть полностью Санкт-Петербург, потому что она является самой высокой башней в городе... Большой часовой механизм самостоятельно играет каждые четверть- и полчаса. Когда мы поднялись на самый верх башни к колоколам, "колокольный игратель" дал нам большую подзорную трубу, в которую мы могли видеть Петергоф, Кроншлот и Ораниенбаум. Сам Санкт-Петербург имеет форму овала и необычайно большую протяжённость, однако во многих местах только редко застроен, но если царь ещё некоторое время поживёт, он будет застроен полностью" [Цит. по: 2, с. 101, 102].

Запись из того же дневника за 1721 год:

"Крепостная церковь, как я уже упомянул, самая красивая и самая большая во всём Санкт-Петербурге и имеет очень высокую и красивую новомодную колокольню, крытую медными, ярко вызолоченными через огонь листами, которые при солнечном освещении производят необыкновенно красивое впечатление; но внутри эта церковь ещё не полностью отстроена. Куранты этой церкви очень большие и красивые, прямо как амстердамские, и говорят, стоили 55 000 рублей. На них играют каждое утро от 11 до 12 часов, кроме того каждые пол часа и час они играют ещё сами собой, приводимые в движение большой железной машиною с медным валом..."

Подъём на 60-метровую высоту всегда был делом сложным. Для упрощения этой процедуры Пётр I задумал соорудить в колокольне лифт, что для того времени было настоящим чудом. Во время посещения Дрездена в 1711 году Пётр I познакомился с придворным механиком саксонского курфюрста Андреасом Гертнером, который в своём доме продемонстрировал царю подъёмник, на которой он поднимался с этажа на этаж. Документы сохранили сведения о том, что в Гостином дворе 17 сентября 1720 года закупалось сукно для подъёмного стула. То есть лифт в колокольне Петропавловского собора действительно мог был создан. Но по неизвестным причинам его либо очень быстро демонтировали, либо вообще никогда не запускали .

Ещё в мае 1722 года Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Архитектор изготовил чертёж, по которому фигуру изготовили крестьянин И. Меньшой и серебряного дела мастер Л. Задубский. Но их работа была признана некачественной, поэтому ангел был переделан Штейнбесом и Эберхардом. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.

Золочение медных листов было завершено к ноябрю 1723 года. Работы по облицовке шпиля золочёными листами и установке ангела завершились в 1724 году. Высота колокольни от фундамента до вершины креста составила 106 метров.

Петропавловский собор построен по совершенно новым для России того времени принципам. На его архитектурном решении сказалось влияние западных традиций. Стены гораздо менее толстые чем у традиционных русских храмов, большие окна, высокие узкие столбы (пилоны), только один купол (вместо обычного пятиглавия). Этот собор стал примером для всех других церквей до середины XVIII века. Далее по указу Синода храмы снова стали строиться пятиглавыми.

Живопись внутри Петропавловского собора является важной с точки зрения развития русского искусства. До этого стены храмов расписывали совершенно по другому, разрешалось воспроизводить только библейские сюжеты. Здесь же применены в том числе и светские художественные орнаменты. Роспись стен храма принадлежит русским художникам Воробьёву и Негрубову. Плафоны в центральном нефе выполнил Пётр Зыбин.

После смерти Петра I в 1725 году гроб с его набальзамированным телом стоял 6 лет среди стен недостроенного собора. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём. Изначально на месте захоронений были только мраморные плиты, без надгробий. Надгробия появились здесь в 1760-х годах. Почти все они одинаковы, выполнены из мраморных белых плит. Надгробия коронованных особ имеют по углам гербы. Два надгробия уникальны, захоронения Александра II и его жены Марии Александровны выполнены из яшмы и орлеца. Они монолитны, весят каждая порядка 5-6 тонн.

Уникален иконостас Петропавловского собора. Он имеет форму триумфальной арки - символ победы России в Северной войне. Выполнен в Москве в 1722-1726 годах в мастерской Ивана Зарудного из дуба и липы. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Воспроизводили его более 50 рабочих под руководством самого Ивана Зарудного. Мелкие детали уточнялись во время изготовления, поэтому авторство иконостаса приписывается обоим архитекторам. Привезён он из Москвы в 1727 году разобранным, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой. Ещё два года создавались иконы, которые писали Андрей Меркульев "с товарищи". Часть из этих икон сохранилась до настоящего времени, необычны их формы. В центре иконостаса Петропавловского собора - царские врата со скульптурами апостолов.

В левой части центрального прохода в 1732 году Николасом Проскопом была оборудована кафедра. Она сделана из резного позолочённого дерева. В нижней части кафедры расположены картины, изображающие притчу о сеятеле. Выше расположены фигуры апостолов Петра и Павла, над ними - четыре евангелиста. На самом верху кафедры расположена фигура голубя, символизирующая святой дух.

В правой части центрального прохода расположено царское место. Оно также выполнено из позолоченного резного дерева, обтянуто бархатом. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.

Центральный неф освещают хрустальные люстры конца XVIII века. Ближе к алтарю - подлинная, другие восстановлены после Великой Отечественной войны.

В Петропавловском соборе хранились трофейные знамёна, ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией. Сейчас оригиналы флагов находятся в музеях, на стенах размещены их копии.

Освящение завершённого Петропавловского собора состоялось 29 июня 1733 года. Он приобрёл статус кафедрального и был таковым до открытия в 1858 году нового Исаакиевского собора . Он стал самым большим зданием Санкт-Петербурга. Стены храма были окрашены в голубой цвет, пилястры и карниз - в белый, кровля, купола колокольни и алтарный купол - в тёмно-синий.

В таком виде Петропавловский собор простоял до 1756 года. В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. При пожаре удалось спасти иконостас. Способствовала этому его разборная конструкция, из здания его по частям выносили солдаты князя Голицина.

Уже 31 апреля был издан указ о скорейшем восстановлении Петропавловского собора. Со всех строек в срочном порядке были собраны строители, достаточно быстро восстановили крышу собора. Изначально крыша собора была двухскатной, после реставрации она становится более плоской. Колокольню же восстанавливали 20 лет. Решено было строить её не из дерева, а в камне. Из-за увеличенной при этом массы строения в основание колокольни стали бить сваи. Появилась дополнительная стена, в результате которой образовались дополнительные помещения. Таким образом в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню. Тогда же на втором ярусе колокольни появились волюты, до 112 метров увеличена высота шпиля, изменена форма барабана купола.

При Петре III средства на восстановление Петропавловского собора не выделялись, при Екатерине II был организован специальный архитектурный конкурс. На конкурс были поданы проекты Фельтена и Чевакинского где предусматривалось коренным образом изменить образ храма. Однако по настоянию Екатерины II его начали восстанавливать по первоначальному проекту Доменико Трезини. Новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауера. Возводила его бригада талантливого инженера Еремеева. Инженер этот был замечен в пристрастии к выпивке, поэтому выпустили специальный приказ не выпускать Еремеева за пределы крепости без присмотра. Новый шпиль вырос со 112 метров до 117. Ангела выполнили по первоначальному рисунку.

Новые куранты было предложено выполнить русскому часовому мастеру Миллеру. Работу выполнить он согласился, но отказался подписывать необходимые гарантии. Тогда был объявлен конкурс на котором победил голландский мастер Оорт-Крас. С ним был заключён договор, по которому первая часть гонорара он получал при представлении механизма часов комиссии, вторую же только после установки курантов на колокольню собора. Осенью 1760 года часы привозят в Санкт-Петербург. Оорт-Красу выплачивают первую часть жалования, однако установить их на колокольню не удаётся, так как её собственно ещё не существовало. Механизм пришлось временно разместить на небольшой временной колокольне. Во время ожидания окончания строительства новой колокольни в 1764 году Оорт-Крас умирает. Куранты установили на колокольню Петропавловского собора только в конце 1770-х годов.

Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди . Он совместил центр тяжести ангела и креста, теперь фигура не "летела" держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он продолжал вращаться под действием ветра, но усилие для этого надо было приложить гораздо большее. Вращение фигуры теперь было необходимо только для уменьшения её парусности.

В конце 1820-х годов сильным порывом ветра у ангела на шпиле оторвало крыло, которое чуть было не упало на коменданта крепости генерала А. Сукина. Исправление поломки требовало сооружения лесов вокруг колокольни, что требовало больших финансовых и временных затрат. Но городским властям свои услуги предложил молодой кровельщик из Ярославской губернии Пётр Телушкин. Он вызвался залезть на шпиль колокольни без лесов и починить ангела. Приобретение нужных для ремонта материалов кровельщик оценил в 1 500 рублей, а величину награды за свою работу оставил на совести заказчика.

Предложение Телушкина обсуждали полтора года. В октябре 1830 года кровельщик исполнил работу, за которой у стен Петропавловской собора наблюдала толпа любопытствующих. Из приспособлений у Телушкина были лишь верёвки с петлями на концах и подвижным узлом. Ремонт ангела занял у него шесть недель. За работу кровельщик получил награду в 3 000 рублей и серебряную медаль "За усердие" на Аннинской ленте.

В середине XIX века появилась необходимость реставрировать шпиль Петропавловского собора. В организованном конкурсе победил инженер Журавский. Новый шпиль создан в 1857-1858 годах века на Урале, на Нивьянском заводе. Шпиль изготовлен из металлического каркаса, обшитого медными позолоченными листами. Высота его составила 47 метров, вес - 56 тонн. Внутри находится лестница на 2/3 высоты, далее - выход наружу, к окончанию шпиля ведут скобы. Общая высота шпиля с крестом и фигурой ангела составила 122,5 метра. Это до сих пор самое высокое архитектурное сооружение в Санкт-Петербурге. Конструкция рассчитана на колебания в горизонтальной плоскости до 90 сантиметров. Заменили фигуру ангела, фигура незначительно изменила свой облик, именно в созданном тогда виде можно видеть ангела по сей день. При замене конструкций шпиля реконструируют и куранты. К часам добавляется минутная стрелка, куранты перенастраиваются на игру двух мелодий ("Коль славен наш Господь" и "Боже царя храни").

Под иконостас в XIX веке для избежания влияния сырости подведено мраморное основание, деревянные врата из-за ветхости заменили, новые выполнили из бронзы.

Когда в Петропавловском соборе для захоронений не осталось места, рядом с храмом к 1908 году построили усыпальницу (по проекту Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа), здания связали коридором. Перед западным входом в 1904-1906 годах установили ограду по образцу ограды Летнего сада . В усыпальнице было решено хоронить только членов императорской семьи, не самих коронованных особ. До начала Первой мировой войны успели перенести 8 захоронений из правого нефа собора. Кроме этого здесь успели похоронить ещё 5 великих князей. Всего в усыпальнице было предусмотрено 30 склепов.

Театральный художник М. А. Григорьев в начале ХХ века вспоминал:

"В соборе стены и пилоны были увешаны серебряными и золотыми венками, которые различные организации и учреждения посылали на царские гробницы. Некоторые из венков были усыпаны драгоценностями. У гробниц находились цветы, лежали венки с памятными лентами, горели бесчисленные лампады, из которых многие представляли собою подлинные произведения искусства. Стояли серебряные подсвечники с зажжёнными свечами. На гробницах лежали шпаги царей, по углам окружавших могилы решёток размещались знамёна. Собор производил мрачное, но очень величественное впечатление. Лучи света, пробиваясь сквозь окна, зажигали тысячи бликов на серебре и золоте и соперничали с огоньками лампад и свечей." [Цит. по: 4, с. 119]

После революции 1917 года Петропавловский собор был признан памятником архитектуры, его убранство сохранилось. После закрытия храма в 1919 году ценности из него были вывезены, здание отдано Музею истории города. Военные трофеи передали в Эрмитаж и другие музеи.

Великокняжеская усыпальница была разграблена, мраморные надгробья разбиты. Долгое время там размещался склад.

В 1930-х годах по инициативе рабочих рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала Великой Отечественной войны эту работу выполнить так и не успели. Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной.

В 1992 году в восстановленной великокняжеской усыпальнице был похоронен член дома Романовых Владимир Кириллович. Очередное погребение в Петропавловском соборе состоялось в 1998 году, когда в Екатерининский предел перенесли останки Николая II и его семьи. Последней здесь была похоронена супруга императора Александра III. Её останки были перенесены сюда из Дании.

В 1731 году, за два года до освящения Петропавловского собора, указом ему был придан статус кафедрального храма столицы. В этом качестве он пребывал до 1858 года, когда главным храмом Петербурга стал .

Систематические службы в Петропавловском соборе начались только в 1737 году, когда был утвержден его штат. С этого же времени в соборе регулярно проходили архиерейские служения, отправлявшиеся по установленной очередности высшими иерархами Русской Церкви, которых специально для этого присылали в Петербург. На этих службах в обязательном порядке присутствовало духовенство соборных церквей столицы, а в отдельных случаях для сослужения приглашались и приходские священники.

С 70-х годов XVIII века собор Петра и Павла начал постепенно утрачивать свое значение. Это было связано с тем, что центр городской жизни сместился на Адмиралтейский остров, где находился Зимний дворец. Территория эта интенсивно застраивалась, и кафедральные службы все чаще и чаще совершались в храмах, расположенных ближе к новому центру. Весной же и осенью, во время ледохода и ледостава, Петропавловский собор и вовсе оказывался совершенно отрезанным от центральной части города. В документах того времени, объяснявших причины переноса кафедральных служений, непосредственно указывалось — «за опасностью Невы».

Главная же причина заключалась в том, что Петропавловский собор превращался в императорскую усыпальницу, и сочетать с этим функции кафедрального собора становилось сложнее и сложнее. Все это так или иначе отражалось на деятельности храма. В нем совершались не все таинства: например, никогда не проводились крещения и венчания, а отпевания удостаивались лишь члены императорской семьи. В отдельных случаях делались исключения для комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище у соборной стены.


Саша Митрахович 23.01.2017 19:09


Есть основания предполагать, что Петр I решил превратить в царскую усыпальницу вскоре после его закладки. Еще в деревянной церкви апостолов Петра и Павла была похоронена полуторагодовалая дочь Петра I Екатерина, скончавшаяся летом 1708 года. В 1715 году к этой могиле добавились еще четыре. Сначала здесь погребли двух дочерей Петра, затем царицу Марфу, вдову царя Федора Алексеевича, и принцессу Шарлотту-Христину-Софию, жену царевича Алексея. Когда же последнее пристанище здесь нашли Петр I с супругой, императрицей Екатериной I, дальнейшая судьба собора вполне определилась.

На протяжении почти ста лет он служил усыпальницей только для коронованных представителей рода Романовых: от до вдовствующей императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. Исключение составили лишь император Петр II, умерший в 1730 году в Москве от оспы и похороненный в Архангельском соборе, и убитый в Шлиссельбургской крепости Иоанн VI Антонович, точное место захоронения которого до сих пор неизвестно.

В 1831 году император Николай I повелел похоронить в соборе своего старшего брата — великого князя Константина Павловича. С этого времени в храме снова стали погребать близких родственников императоров.

Надгробия усыпальницы Романовых


Первоначально над местами захоронений ставили надгробия, выполненные из белого алебастра. В 70-е годы XVIII века, в ходе реставрации и частичной перестройки собора, их заменили новыми памятниками, сделанными из серого карельского мрамора. Надгробия покрывались золотой парчой, обложенной горностаем, и имели по верху нашитые гербы. В обычные дни они находились под суконными чехлами с золотым позументом.

Во второй половине XIX века над новыми захоронениями стали помещать надгробия из белого итальянского мрамора. Они существенно отличались от старых, внося некоторый стилистический разнобой. В результате, принимая во внимание и то, что старые памятники ветшали на глазах, в 1865 году Александр II повелел все надгробия, «кои пришли в ветхость или сделаны не из мрамора, сделать из белого, по образцу последних исполненных». В первую очередь, новые надгробия, украшенные позолоченными бронзовыми крестами и государственными гербами, появились над могилами императоров и императриц. К мраморным плитам прикрепили бронзовые доски с именами и титулами усопших, датами рождения, вступления на престол и смерти. Вскоре после этого последовал указ об отмене на них покровов.

Усыпальница Романовых при Александре III

В 1887 году Александр III приказал заменить надгробия из белого мрамора на могилах своих родителей, Александра II и Марии Александровны, на более богатые и нарядные. Для этого были использованы монолиты зеленой алтайской яшмы — для могилы Александра II, и розового уральского родонита — для могилы императрицы Марии Александровны. Эскизы выполнил архитектор А. А. Гун. Восемнадцать лет продолжались работы по их изготовлению на Петергофской гранильной фабрике. Установку памятников совершили в 1906 году, уже при Николае II.

К концу XIX века в Петропавловском соборе находилось 46 захоронений, и места для новых могил практически не осталось. В связи с этим к нему пристроили специальную усыпальницу для членов императорской фамилии, а в самом храме было решено хоронить только императоров и императриц. Строилась великокняжеская усыпальница с 1896 по 1908 год по проекту архитектора Д.И. Гримма при участии А. О. Томишко и А. Н. Бенуа. 5 ноября 1908 года ее здание освятили.

Захоронения в императорскую усыпальницу Романовых в современной России


Первые после революции похороны в Петропавловском соборе состоялись только в июле 1998 года, когда здесь предали земле останки императора Николая II, его семьи и погибших вместе с ними слуг. А уже в нашем веке (28 сентября 2006 года) в храме перезахоронили мать Николая II, императрицу Марию Федоровну, скончавшуюся в Дании в 1928 году.


Саша Митрахович 23.01.2017 19:17


По распоряжению Петра I в были выставлены взятые в ходе трофейные знамена, штандарты и ключи от завоеванных городов и крепостей. Тем самым была заложена традиция, сохранившаяся и после смерти первого российского императора.

Екатерина II, например, в 1772 году торжественно возложила на гробницу Петра I флаг с адмиральского турецкого корабля, захваченный в ходе Чесменской битвы. С течением времени в соборе накопилось значительное количество знамен, и в 1855 году архитектор создал специальные позолоченные деревянные тумбы, в которых трофейные штандарты разместили на стенах и колоннах собора. В начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж. Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамен.


Саша Митрахович 23.01.2017 19:28


К 1917 году в накопилось значительное количество изделий из драгоценных металлов: церковной утвари, венков, юбилейных и именных медалей, исторических реликвий. Практически на каждой могиле и около нее стояли иконы и лампады. На надгробиях Петра I, Александра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат; на одной только могиле Александра III насчитывалось 674 венка.

Изъятие коммунистами ценностей из Петропавловского собора

Осенью 1917 года по распоряжению Временного правительства все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали и венки с могил были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшие их следы, увы, затерялись. Весной 1918 года комендант Петропавловской крепости Г. И. Благонравов распорядился закрыть собор под предлогом «причинения неудобств работе администрации крепости». Однако, по настоятельным просьбам верующих, через два месяца его снова открыли — правда, ненадолго.

14 мая 1919 года собор как дом молитвы был закрыт уже окончательно, хотя его причт еще какое-то время числился при храме.

В апреле 1922 года, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, Петропавловский собор лишился последних остатков своих богатств. Конфискация происходила в присутствии коменданта крепости, ктитора собора, представителя Главмузея и заведующего имуществом собора. В 1927 году храм перешел в ведение Музея революции, в 1930—1940-е годы в нем находился склад Книжной палаты, а в 1954 году здание передали Государственному музею истории Ленинграда.

Иначе сложилась судьба великокняжеской усыпальницы. В декабре 1926 года комиссия, обследовавшая здание, пришла к выводу, что «все бронзовые украшения, а также решетки алтарной части, как не представляющие исторической и художественной ценности, подлежат переплавке». После Великой Отечественной войны в усыпальнице некоторое время располагался склад бумажной фабрики.

Экспозиция «История строительства Петропавловской крепости»

В 1954 году усыпальница, вместе с собором, была передана Музею истории Ленинграда. В 1960-е годы, после проведения ремонтно-реставрационных работ, в ней открылась экспозиция «История строительства Петропавловской крепости». Экспозицию убрали в мае 1992 года в связи с похоронами правнука Александра II, великого князя Владимира Кирилловича, и началом реставрационных работ.


Саша Митрахович 23.01.2017 19:33

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Петропавловский собор , расположенный на территории Петропавловской крепости в , является одним из символов города на Неве. Возвышаясь на Заячьем острове, соединённым с Петроградской стороной при помощи Иоанновского моста, он прекрасно просматривается с любой точки набережной и постоянно служит бессменным объектом для фотографирования у многочисленных туристов и жителей Северной Пальмиры. В качестве одного из центральных элементов собора выступает фигура летящего ангела на трёхъярусной колокольне, венчающая грандиозный шпиль, специально заказанный по царскому волеизъявлению и исполненный голландским мастером-виртуозом Харманом ван Болосом, немало потрудившимся во славу культурной столицы .

Закладка самого собора состоялась 30 мая 1712 года. Автором же проекта стал выдающийся архитектор Доминико Трезини, работавший над ним в течение 20 лет. Возвели здание на месте старой деревянной церкви, а после пожара, случившегося в 70-х годах XVIII столетия, претерпели изменения многие важные элементы конструкции. Главным достоинством внутреннего интерьера сегодня считается позолоченный резной иконостас, созданный Иваном Зарудным, а также резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой. Иконописцами выступили Андрей Меркульев Поспелов и Филипп Артемьев Протопопов. На стенах и потолке обращают на себя внимание картины на евангельские сюжеты, нарисованные преимущественно отечественными живописцами.

В послереволюционные годы собор перешёл в ведение Музея революции, а в период с 1930 по 1940 гг, здесь размещался склад Центральной книжной палаты. В 1954-м собор перешёл к Государственному музею истории Ленинграда. На протяжении многих лет храм олицетворял собой и славу русского оружия, храня трофейные знамена, а также ключи от захваченных крепостей и городов. В начале XX века эти святые реликвии пополнили коллекцию Эрмитажа. Полюбоваться на город можно со смотровой площадки колокольни, размещённой на высоте 42 метров.

Ещё одним значимым объектом собора является Великокняжеская усыпальница, где похоронены представители российского императорского дома, включая Петра I, великую княжну Екатерину Петровну, княгиню Марфу Матвеевну, императрицу Елизавету Петровну, Николая II и членов его семьи, а также других русских правителей и царственных особ. В наши дни, Петропавловский собор пользуется огромным вниманием не только у многочисленных туристов, но и у самих питерцев. Экскурсионная программа по территории Петропавловской крепости, обязательно включает в себя посещение этого места и позволяет узнать много интересного не только о самом сооружении, но и об истории

Обширные иллюстрации данной статьи "Каунас, Петропавловский собор - Св. Архангела Михаила" можно увидеть здесь:
Есть в Каунасе три больших белых здания, которые придают этому старинному городу свой неповторимый образ, мистически являют его душу, которая формирует сознание его жителей и гостей, уникально и неповторимо вычерчивая нравственную оригинальность их воззрений на окружающий мир: Ратуша («Белая лебедь», XVI в.), Cобор Св. Архангела Михаила (конец XIX в.) и Костёл Воскресения Христа (XX в.). Возвышаясь в центре этой линии, направленной изначально из старого славяно - немецко - еврейского города Кавны по оси с Запада на Восток, Архангельский собор всей своей архитектурной мощью осаживает к земле устремлённые к небу Ратушу и костёл Воскресения Христа. Каунасский Собор ломает собой эту прямую линию и толкает её на северо-запад под углом 60 градусов к стоящему на холме величественному современному костёлу Вознесения Христа.
Замечу, литовцев в конце XIX в. в Ковне проживало не более 6 процентов от 70 тысячного населения города (статистика подробнее здесь:).
Между ажурной старинной европейской ратушей торговых ганзейских времён и современной инфантильной европейской действительностью, стоит массивный византийский собор, олицетворяя собой мощную стать колыбели европейской культуры. Судьба этого Петропавловского собора – собора Архангела Михаила, непроста и не прямолинейна, ибо политики и история трансформировали его формальную сущность, оставляя непоколебимой энергетику его духовной ипостаси. И поэтому этот собор особенно интересен для нас.

КОВНА - ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА КОНЦА XIX ВЕКА
«Престольный праздник -29 июня.
Расположен на плацу во въездной части города, именуемой "Новый план".
Здание собора - каменное, пятикупольное, заложено 29 июня 1891 года и освящено 17 сентября 1895 года, в римско-византийском стиле. Сооружено на средства военно-инженерного ведомства, - причем строителями храма были военные инженеры: полковник Неплюев и подполковник Лимаренко. Имеет собор три престола: а) главный - в честь Свв. первоверховных Апостолов Петра и Павла, б) правый - в честь Свв. мучениц: Софии, Веры, Надежды и Любви и в) левый - в честь Святителя и Чудотворца Николая. Вмещает собор до 3 тысяч душ. В состав прихожан собора входят воинские чины всей крепости, не имеющие своих штатных священников. По штату при соборе положены: настоятель - протоиерей, два священника, диакон и два псаломщика. К собору приписана Захарие-Елисаветинская церковь при местном лазарете».

В период с 1879 по 1915 гг. по Высочайшему распоряжению Императоров Александра II, а затем Александра III и Николая II была заложена, строилась, развивалась и постоянно укреплялась система 12-ти оборонительных фортов вокруг города – Ковенская крепость, предназначенная для защиты западных рубежей Российской империи. Именно это военно-оборонительное предприятие России послужило тем огромным импульсом, который вывел из исторической дремоты важный в стратегическом положении город Кавну (заложен славянами лютичами на слиянии двух судоходных рек Немана и Вилии -). После прохода через город Великой армии Наполеона в июне 1812 года на Москву (и возвращении обратно жалких её остатков в декабре 1812 года), этот старинный город совершенно застыл в своём экономическом развитии, отгородившись от мира по суше средневековой стеной, отстоящей на Восток от Ратуши всего на тысячу метров.
Вычерченный русскими архитекторами план Нового города-крепости Ковны предопределил расположение величественного собора в Византийском стиле на расстоянии двух километров от ратуши, на новой восточной окраине города, перед возвышенностью «Зелёная гора». Здесь, поворачивая на Вильну, дорога уходила в сторону железнодорожного вокзала. В 1861 году к Ковне провели ж/д линию от трассы Санкт-Петербург - Вильна – Варшава и вырыли первый большой ж/д туннель в России длинной 1285 метров. От Старого города - Кавны, к этому собору был расчерчен на плане и начал строиться широкий Николаевский проспект длинной в один километр, оснащённый вскоре конным трамваем («конкой»). Невдалеке был возведён целый комплекс административных корпусов военной крепости Ковна: штабы, казармы, госпиталь и т.д.
Император Александра III дал соответствующий указ.
Организаторами и руководителями строительных работ собора Св. Петра и Павла в Ковне были военные инженеры: полковник Владимир Степанович Неплюев и подполковник Константин Христофорович Лимаренко.

Справка (по найденным данным):
Владимир Степанович Неплюев – 1891 г. - полковник, крепость Ковна, 1896 г. - изобрёл коленчатый сквозник, нашедший применение во многих русских крепостях. 1906 г. - Комендант Севастопольской крепости, подвёргся покушению 1908 г. Комендант Ковенской крепости.
Лимаренко Константин Христофорович, (1852-?) - военный инженер. Из потомственных дворян. Окончил 2-е военное Константиновское училище (1875), Николаевскую инженерную академию (1882 - по 1-му разряду). С 1911 - генерал-лейтенант. Судьба после 1917 не известна.

Бесспорно, архитектурный проект был типовым, и олицетворял собой т.н. русский стиль, одним из создателей которого был академик архитектуры, председатель Петербургского общества архитекторов (1888-1890 гг.), петербуржский архитектор Д.И.Гримм. Именно после того, как несколько подкорректировав архитектурный замысел, адаптировав его к местности, академик-архитектор подписал архитектурный проект Собора Св. Петра и Павла в Ковне, храм приобрёл известный нам вид. Окончательный проект этого собора утвердил сам Император Александра III.
Православный собор планировалось строить как представительное строение крепости, выражающее богатство и официальность. Выбрана форма церкви в виде базилики, которая должна была смягчить конфессиональные противоречия и вернуться к общим христианским архитектурным истокам. Основной общий объём здания приближается к кубу. Церковь имеет пять куполов: основной - большой и 4 - меньших.
Краеугольный камень церкви был освящён и заложен 29 июня 1891 года. Стены здания возводили мастера из Черниговской губернии. Использовались устойчивые материалы и передовые для того времени строительные технологии. Кирпичи изготавливались на Палемонском кирпичном заводе близ Ковны, управляемом руководством крепости. Пол был выложен цветной метлахской плиткой, а перед алтарём – мраморными плитками.
Шлифованный гранит для цоколя (основы здания) и для ступеней был привезён из Финляндии и уложен в основание собора, скреплённый залитым в промежутки между плитами свинцом. Винтовые лестницы, основание крыши и дверки малых куполов были вылиты из чугуна. Колонны стоят на железных основаниях (литых чугунных круглых плитах). В подвале оборудовано центральное отопление с четырьмя калориферами, привезёнными из Варшавы. При постройке собора впервые в Литве смонтирован железобетонный купол 16,3 м диаметром.
Декоративные работы велись в 1894-95 годах. Художественные работы выполнили члены Общества взаимопомощи русских художников из Санкт Петербурга. Интерьер по рисункам В.В.Грязнова (1840-1909) декорировал художник А.Трей из Вильнюса. Особенно много в декорациях здания изображений греков, или т.н. воинов, а также - мотив креста. Архитектура выдержана в стиле старых православных церквей. Иконостас имел 122 иконы. В 4-х малых куполах находилось 12 колоколов, один из которых был вылит в Кёнигсберге в 1618 году. При строительстве собора было использовано 4,3 млн. кирпичей, а само строительство обошлось в 375 тыс. рублей.
Этот православный собор был освящён 17 сентября 1895 года и назван в честь святых Петра и Павла (Петропавловский собор) и до 17 августа 1915 года (день взятия города германскими войсками) принадлежал военному ведомству Российской империи.
Когда войска немецкого кайзера Вильгельма II в августе 1915 года заняли Каунас, в «русском соборе» (так немецкие оккупанты его называли) проходили службы для солдат исповедовавших католицизм и лютеранство. Немцы вывезли колокола, с малых куполов содрали оцинкованную жесть.
После Первой мировой войны, судьба Петропавловского собора Каунаса сложилась более благоприятно, чем, скажем, судьба собора Св. Александра Невского в Варшаве, строившегося по проекту выдающегося русского архитектора Леонтия Николаевича Бенуа, начиная с 1894 года - открыт в 1912 году, но полностью снесённого польскими властями в 1926 году.
После захвата Вильны отрядами польской самообороны (прообраз Польской военной организации - POW), под командованием генерала В.Вейтко, 31 декабря 1918 года временное литовское правительство, возглавляемое М.Сляжявичюсом, вместе с отступавшими немецкими войсками, переехало из Вильнюса в Каунас. Летом 1920 года Вильна, вновь освобождённая Красной армией РСФСР от польских оккупантов, была передана литовскому правительству. Однако уже осенью 1920 года, после повторного захвата Вильнюса и Виленского края польскими легионерами под командование Ю.Пилсудского и его соратника генерала Л.Желиговского, литовские власти вновь вернулись в Каунас. Переименованный литовцами из Ковны - в Каунас, город стал «временной столицей» Литовской Демократической республики.
Естественно, вся военная инфраструктура, оставшаяся в наследство от царской армии, перешла в ведение командования литовской армией. Поэтому ещё 25 июля 1919 года решением совета министров Литовской Демократической республики «русский собор» был признан собственностью литовского государства и передан военному гарнизону литовских войск – 8 августа 1919 г. был освящён католическими иерархами и назван в честь Св. Архангела Михаила.
В 1934 году собор была отремонтирована на средства Министерства охраны края Литвы. Была закрашены надписи на славянском языке и православные иконы на пилонах, убраны православные сакральные сооружения и т.п. Купола были вновь покрыты жестью. Художник Владас Диджёкас вместе с учениками переписал внутреннюю алтарную часть церкви на сюжет «Христос, добрый пастырь». В 1939 году внутри храма был поставлен орган немецкой фирмы «E. F. Walcker».
После бегства А.Сметоны из Литвы и восстановления советской власти в Литве летом 1940 года, храм перестал быть духовным центром воинов литовской армии и действовал как составное церковное учреждение Каунасской католической епархии.
В течение всей немецкой оккупации с 23 июня 1941 года, по 29 июля 1944 года, и после освобождения города от фашистских захватчиков, вплоть до 1962 года этот католический «собор» продолжал свою религиозную деятельность. Здесь действовал свой приход.
Сразу после того, как советскими властями было объявлено о том, что в подвалах собора «найдено оружие», в 1962 году по решению совета министров Литовской ССР церковь была закрыта, а само здание было передано Художественному музею им. М.-К.Чюрлёниса. Как филиал этого музея - «Галерея витража и скульптуры», здесь, в помещение бывшей церкви, с 1965 года экспонировались произведения литовских художников витражистов и скульпторов. В 1978 году кресты на куполах костёла были заменены круглыми флюгерами с цветным стеклом внутри (светло-жёлтого, зелёного и красного цвета – цвета литовского национального флага, который, кстати, был флагом Литовской ССР до начала 50-х годов). Под руководством архитектора Кястутиса Бубнайтиса были переделаны деревянные галереи – заменены на каменные, закрашены темными красками фрески, остававшиеся нетронутыми внутри храма, также тёмными красками были полностью перекрашены внутренние залы храма, а на фасаде белилами были закрашены лики Спасителя в круглых розеттах над главными и боковыми вратами.
Теперь здесь, в галереи, экспонировалось 1227 произведений искусства, и среди них «Статуя свободы» Юозаса Зикариса (1881-1944, Учился в Рисовальной школе И. П. Трутнева), проходили концерты органной музыки.
По решению Совета депутатов г.Каунаса от 28 марта 1991 года церковь возвращена каунасской архиепископской курии. На куполах церкви 17 сентября 1991 года были установлены вновь кресты, вылитые безвозмездно на каунасском заводе «Центролитас». В первом богослужении, после передачи храма католикам 7 июня 1992 года, принимали участие, кроме священнослужителей, представители военных структур литовской армии. Архиепископ митрополит Сигитас Тамкявичюс 10 августа 1996 года передал храм нуждам литовской армии.
Начались работы по существенной переделки бывшей православной церкви. Была полностью закрашена белой краской («консервирована») старая роспись в византийском стиле. В храм были переданы другие произведения искусства. Висевший 99 лет под сводом герб царской России и современной – двуглавый орёл, - был заменён на белого голубя, олицетворяющего Святой дух. Вновь расписанные своды алтарной части храма, украсили ангелы, крылья которых раскрашены в цвета национального литовского флага, и в алтаре появился государственный флаг Литовской Республики. Внутренне убранство храма приобрело современный вид.
В сентябре 2005 года в подвалах храма начал свою деятельность музей для незрячих: «Катакомбы ХХI века», а в феврале 2009 года была завершена реставрация органа.
Здание «каунасского собора» Св. Михаила Архангела вписано в реестр Недвижимого культурного наследия Литовской Республики.

Для тех, кто все же отправился к самому необычному памятнику Петру, будут интересны некоторые факты о Петропавловской крепости с заложения которой и началась история Петербурга.

1. Крепость - Ядро города, его корень, его основа. Именно с Заячьего острова началась история Петербурга. Именно день закладки крепости - 16 (27 по новому стилю) мая 1703 года - считается днем основания города.

Де Герен был одним из самых перспективных иностранцев на русской службе. К примеру, он участвовал в успешном взятии Нарвы в 1704 году. Но потом де Герен сбежал, его даже арестовывали, потом он передумал, попросил Петра Первого о прощении - тот отказал.

2. Ботный дом

Ботик был построен в 1688 году и назывался "Святой Николай". Именно на нем Петр Первый учился ходить под парусом и начал постигать сложную мореходную науку.

Бот, как "дедушку Русского флота", потом сохранили, а в 1766 году перевезли из Москвы в Петербург, где для него был выстроен специальный домик. До этого он стоял на специальном постаменте в Кремле: его в качестве памятника там установил сам Петр Первый по случаю Ништадского мирного договора.

Раньше пушка на Государевом бастионе стреляла в момент начала и окончания работ. Полуденный выстрел и вовсе придумали в Севастополе, а до Петербурга традиция добралась только в 1865 году.

Традиция прервалась на 20 с лишним лет в 1934 году. Потом ее возобновили в связи с 250-летием города. Несколько раз пушка била в неурочное время. К примеру, в честь возвращения "Авроры" из доков. Сейчас выстрелить из гаубицы может не только дежурный офицер, но и, к примеру, почетный гражданин города.

4. Петропавловский собор

Сперва тут был деревянный храм, построенный за полгода в 1703 - 1704 годах. Нынешний каменный собор стали возводить по проекту Доменико Трезини в 1710 году. И по сей день он является одним из самых высоких зданий в Петербурге. Во время постройки для удобства рабочих Петр Первый предлагал даже сделать лифт внутри колокольни. Но в итоге обошлись без него.

Сперва храм должен был венчать обычный крест, но в итоге Трезини предложил установить на шпиле ангела, крест держащего. Первоначальный вариант заметно отличается от современного. Тогда ангел обеими руками держался за крест. Нынешний вариант появился в конце XIX века.

5. "Летопись катастрофических наводнений"

После того, как в 1780-е годы Невскую пристань облагородили, в арке, к ней ведущей стали оставлять отметки, связанные с самыми серьезными наводнениями в истории города.

Сейчас там отмечены самые высокие точки подъема воды в 1752, 1777, 1788, 1824, 1924 и 1974 годах.

6. Монетный двор

Памятные знаки, медали и монеты тут печатают до сих пор. А началось все еще с Гренадерского бастиона, куда в 1724 году перевели чеканку монет из Москвы.

Большое здание в стиле позднего классицизма для монетного двора построили только в 1806 году. После этого именно здесь до 1941 года печатали абсолютно все медали и наградные знаки Российской империи и затем Советского союза. Только с началом Блокады часть производства перевели в Краснокаменск, а часть организовали на территории Москвы. Большинство сотрудников Ленинградского монетного двора ушло на фронт.

Само здание, при этом, органично влилось в ансамбль Петропавловской крепости. Во многом - из-за своей архитектурной простоты.

7. Тюрьма Петропавловской крепости

Главная политическая тюрьма нескольких эпох. Сажать в Трубецкой бастион и Алексеевский равелин стали практически сразу после постройки крепости. Одним из первых заключенных стал царевич Алексей. Здесь же сидела княжна Тараканова, Радищев. В 1825 году тюрьма Петропавловской крепости приняла участников восстания декабристов, а через 40 лет сюда попал Чернышевский, который дописывал тут свой знаменитый манифест "Что делать?"

Знаменитая тюрьма Трубецкого бастиона, которая сейчас стала музеем, с 1870-х годов приняла почти две тысячи политзаключенных за 40 лет. Потом революционеров сменили бывшие министры Временного правительства, следом за ними сюда попали члены царской фамилии, вскоре расстрелянные. А потом, с началом красного террора, казни новых политзаключенных стали массовыми, останки убитых находят при раскопках и по сей день.

8. Музей космонавтики

Выбор такого необычного места для размещения музея космонавтики неслучаен: тут в 1920-е годы разместилась знаменитая газодинамическая лаборатория, где проводили свои эксперименты будущие гении воздухоплавания и ракетостроения: Глушко (в честь него потом и назвали музей), Тихомиров, Лангемак, Петропавловский, Артемьев и другие.

Теперь тут находится одна из самых представительных экспозиций в России, связанных с историей покорения космоса: от первых орудий Кибальчича до тюбиков с едой для космонавтов, а также костюмов, шлемов и прочих вещей, которые мы обычно видим только по телевизору.

9. Иоанновский мост

На его месте находился самый первый мост, построенный в Петербурге. Он был наплавным и размещался на небольших барках: в случае окружения шведами переправу можно было легко сжечь.

Впоследствии, когда Петропавловская крепость перестала быть оборонительным сооружением, старую переправу заменили новой, деревянной, на каменной основе. Долгое время мост носил имя Петровский, в конце XIX века стал Иоанновским.

Так как он до сих пор деревянный, здесь нельзя курить. Кроме того, рядом с одной из опор находится установленная в 2003 году фигурка зайца, на постамент которой принято кидать монетки: на счастье.

Похожие статьи

  • Капернаум – город, излюбленный Христом Посещение Национального парка

    Вконтакте Капернаум - древний город, располагавшийся на северо-западном побережье в 5 км к северо-западу от Табхи.Упоминается в Новом Завете как родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова. NicFer , GNU 1.2 В Капернауме в...

  • Необитаемый остров Кекова — древний затонувший город в Турции

    Остров Кекова на данный момент считается одной из наиболее популярных . Сюда ежегодно съезжаются туристы со всего мира не только для того, чтобы насладиться красотой здешней природы, но также и чтобы лучше ознакомиться с историей Древнего...

  • Турция: Подземный город Деринкую Такси и трансферы

    Для полноты картины в Каппадокии после прогулок по долинам надо посетите подземный город Деринкую. В Каппадокии известно около двух сотен подземных городов, но самый большой – Деринкую. За ним идет Каймаклы, который находится в десяти...

  • Кто и почему скрывает истинную дату катастрофы?

    Помпеи (Италия) – уникальный город. Он представляет интерес как историческое наследие не только для Италии, но и для всего мира. Город находится под охраной ЮНЕСКО и, по сути, является музейным комплексом под открытым небом. Наверное,...

  • Помпеи – город погребенный заживо

    Что мы знаем о древнем городе Помпеи? История рассказывает нам о том, что когда-то этот процветающий город вмиг погиб со всеми жителями под лавой проснувшегося вулкана. На самом деле история Помпей очень интересна и наполнена большим...

  • Самые богатые шейхи Востока 

    В арабском языке термин шейх означает родовитого взрослого мужчину, который имеет огромное состояние и пользуется большим уважением в обществе среди верующих. Только самые почитаемые и уважаемые мусульмане могут заработать это почетного...