От Устья Яузы до Оленьего моста (Преображенская площадь). Прогулка вдоль Яузы (от устья до м

Яуза - самый крупный , вторая по величине река города (после Москвы-реки). Расположена в северо-восточной и центральной части Москвы. Длина 48 км (в черте города 29 км). Площадь бассейна 452 км2 (в пределах города 272 км2). Средний расход воды около 9,4 м3/с.
Берёт начало из болот на территории Лосиного Острова.
Пересекает г.Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву, где принимает многочисленные притоки: справа — Чермянку, Лихоборку, Каменку, Горячку, Копытовку, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинку, Чечёру, Черногрязку, Охотничий ручей; слева — Ичку, Будайку, Хапиловку, Синичку, Золотой Рожок, Гольяновский ручей, Леоновский (Высоковский) ручей.

река Яуза, Рубцовская набережная

В Москве протекает в районах Медведкова и Бабушкина, пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо; впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.
До XVIII в. была известна как часть торгового пути из в бассейн Клязьмы с волоком в районе Мытищ. Ключи в верховьях Яузы с начала XIX в. до середины XX в. были основой первого централизованного Мытищинского водопровода. С начала XVIII в. берега Яузы от устья до Сокольников застраивались, русло было перегорожено многочисленными плотинами с мельницами, что сильно загрязняло воду. В конце 1930-х гг. русло Яузы было выправлено и расширено почти вдвое (до 30 м), построены гранитные набережные, перекинуты новые мосты. В 1940 г. в 3 км от устья, между Разумовской и Золоторожской набережными, сооружён Сыромятнический гидроузел (со шлюзом), плотина которого подняла уровень воды выше гидроузла на 2 м. Река Яуза

От устья до гидроузла уровень воды поддерживается Перервинской плотиной .
В относительно естественном состоянии долина Яузы сохранилась только между Сокольниками и Лосиным Островом, где она частично покрыта лесом; в других местах вдоль Яузы встречаются низинные болота и пустыри с рудеральной (сорной) растительностью. Вся незастроенная часть долины от МКАД до Ярославского направления Московской железной дороги объявлена в 1991 памятником природы. Для обводнения Яузы из Химкинского водохранилища по Лихоборскому каналу (через Головинские пруды) и р. Лихоборку поступает волжская вода.

Яуза известна по летописи под 1156 г. как Ауза. Предлагались этимологии этого названия из славянских и финно-угорских языков. В.Н.Топоров (1982) убедительно сопоставляет с балтийскими названиями — латыш. Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома». Дополнительным аргументом считается наличие р.Стебельки по соседству с Яузой.
В связи с сильным загрязнением реки ведутся большие работы по очистке Яузы. Судоходна для небольших судов от устья до Преображенской площади. В черте Москвы на Яузе имеется 14 автодорожных мостов, 6 железнодорожных, 2 метромоста, 1 — для трамвая, 2 — пешеходных.
На правобережье Яузы расположен Главный ботанический сад РАН, на левобережье, на территории Заяузья, находится Парк Московского окружного Дома офицеров.
На берегах Яузы находились сёла Медведково, Свиблово, Ростокино, Богородское, слободы Преображенская, Сокольническая, Семёновская (Введенское), Синичкина, Кукуй (Немецкая слобода), Сыромятническая и Котельническая, а также ряд деревень. Вдоль Яузы по правому берегу располагались Ширяево поле, Сокольничье поле и Васильевский луг; на левом берегу у Семёновской слободы возвышались Введенские горы.

Яуза около истока - окрестности Мытищ
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Я́уза — малая река в Московской области и в Москве, левый (самый крупный в пределах столицы). Длина — 48 км. Протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста.

В 1908 году правый берег Яузы на участке от впадения реки Копытовки до пересечения с Камер-Коллежским валом становится официальной границей города Москвы.

Притоки Яузы: правые — Работня, Сукромка, Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка; левые — Ичка, Будайка, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.

Яуза упоминается в летописи 1156 года как Ауза. Происхождение гидронима связано со славянскими и финно-угорскими языками. В. Н. Топоров сопоставляет название реки с балтийскими названиями — латышским Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома».

Лосиный остров Река Яуза

ПРИТОКИ
Копытовка (Трестенка, Трепанка) — малая река на северо-востоке Москвы, правый приток реки Яузы, заключена в коллектор. Протекает под Звёздным и Ракетным бульварами, пересекая Огородный проезд, проспект Мира и улицу Бориса Галушкина. После коллектора ручей выходит в очистные сооружения, впадая в Яузу около улицы Касаткина.
Одно из названий Копытовки — Трестенка — произошло от славянского слова «тръсть», означающего тростник (растительность речки).
Название Трепенка образовано от искажения Трестенка.
Гидроним Копытовка (или Копитовка) образовано от названия ранее находившейся вблизи речки деревни Копытово. По названию речки Копытовки был именован Копытовский переулок в Москве.
В 1908 году левый берег Копытовки на участке от Останкинского до Ярославского шоссе становится официальной границей города Москвы.
От Новомосковской улицы до проспекта Мира забрана в коллектор в 1964 году, ниже проспекта Мира — в 1967 году.

Ка́менка (Ка́шенка, Берёзовка) — река на севере Москвы, правый приток Яузы.
Длина 7 км. В верховьях называется Берёзовка. Начинается вблизи Савёловского направления Московской железной дороги между платформами Тимирязевская и Окружная, частично заключена в подземный коллектор (вдоль улицы Академика Комарова), затем протекает по поверхности по территории Главного ботанического сада РАН и ВВЦ, образуя каскад из пяти декоративных прудов. В верховьях Каменки находилось сельцо Марфино.
Название Каменка широко распространено в славянской гидронимии и, как правило, относится к рекам и ручьям, протекающим по каменистому руслу. Однако нет точных данных о том, какое из двух названий — Каменка или Кашенка — было первоначальным. Возможно, Кашенка — искажение названия Каменка на рукописных географических картах (строчное «м» прочитали как «ш»). Во всяком случае, оба варианта имели употребление в речи местного населения. Также существовал Кашенкин луг — местность, расположенная к северу от платформы Останкино Октябрьской железной дороги, названная так от пойменных лугов реки Кашенки (Каменки).

Яуза, Лефортовская набережная - Москва

Лихоборка — река на севере Москвы и в Московской области, самый крупный правый приток Яузы.
Лихоборка сразу после пересечения Онежской улицы
Река берёт начало около села Ново-Архангельского (там она называется Бусинка). Пересекает МКАД в районе въезда на Коровинское шоссе, после чего — вплоть до соединения с Лихоборским обводным каналом, за исключением коротких открытых участков в районе Коровино и Бусиново, протекает в подземном коллекторе. Выходя на поверхность на Лихоборской набережной, пересекает Октябрьское и Савёловское направления Московской железной дороги, а также Дмитровское шоссе. В районе Отрадное река протекает по поверхности, в Парке «Отрада». Далее река протекает по коллектору, в котором течёт под депо Серпуховско-Тимирязевской линии метрополитена. Метрополитен проходит над рекой по присыпанному землёй металлическому метромосту. Далее, после пересечения с Московской окружной железной дорогой река течёт по северо-восточной окраине Главного ботанического сада РАН и впадает в Яузу недалеко от станции метро «Ботанический сад».
Основные притоки Лихоборки: справа — Норишка и Жабенка; слева — Коровий овраг, Дегунинский, Бескудниковский и Владыкинский ручьи (почти все они текут в коллекторах).
Сейчас Лихоборка используется для обводнения рек Яузы и Москвы волжской водой, которая перебрасывается из Химкинского водохранилища через Головинские пруды, Головинский ручей и реку Норишку. Это делает её более многоводной и быстрой.
Устье Лихоборки в 1991 году объявлено памятником природы.
В 2011 году началось укрепление берегов Головинского ручья от водосброса из Головинских прудов до слияния с Лихоборкой в районе дома № 34 к1 по Кронштадтскому бульвару, и дальнейшего русла реки Лихоборки до Онежской улицы гравием.
В долине Лихоборки находится несколько десятков экологически неблагополучных предприятий. В результате река сильно загрязнена солями тяжёлых металлов, нефтепродуктами, и т. д. На реке имеется несколько снегоплавильных камер, что также отрицательно сказываются на чистоте воды.
По руслу Лихоборки при Петре I предполагалось сделать часть водного пути Москва—Волга.
С 1935 по 1961 годы левый берег реки Лихоборка на участке от Дмитровского шоссе до пересечения с Московской окружной железной дорогой был северной границей города Москвы.
Длина по разным источникам 16 или 18 км, в том числе 12 или 14 км по Москве. Площадь бассейна около 58 км² (70,6 км² по государственному водному реестру). Среднегодовой расход воды — 0,5 м³/с.


Хапи́ловка — малая река на востоке Москвы, крупнейший приток Яузы. Образуется слиянием рек Сосенки и Серебрянки. Большей частью заключена в подземную трубу. Протекает по территории районов Измайлово и Преображенское.
С рекой Хапиловкой также связаны:
Промзона Хапиловка — официальное название промышленной зоны, образованной после ликвидации Хапиловских прудов; расположена на территории района Преображенский. Намечена к сносу.
Хапиловка (исторический район) — существовал между рекой Хапиловкой и Ткацкой улицей. Неблагополучный район, считался одним из самых криминальных наравне с Хитровым рынком.
Косвенно с Хапиловкой — через фамилию купца Хапилова — связано имя бывшей Хапиловской улицы, ныне Большая Почтовая улица на противоположном, правом, берегу Яузы.
Название происходит от владельца мельницы на реке. В XVIII веке Хапиловка была запружена по всему ее течению; наравне с Большим Хапиловским прудом, существовал меньший пруд на месте нынешней площади Журавлёва. В 1800 году по воле Павла I, повелевшего расчистить берега Яузы, этот пруд осушили, а на его месте возникла Введенская площадь (с 1929 г. — площадь Журавлёва).
Плотина, подпиравшая Большой Хапиловский пруд, была расположена по трассе нынешних Медового переулка и улицы Девятая Рота. Там же был последний в черте Москвы переезд через Хапиловку; по трассе Камер-Коллежского вала моста через пруд не было. В 1942 году пруд еще существовал, его можно увидеть на немецкой аэрофотосъемке. После его осушения Преображенский вал и Измайловский вал стали, по сути, одной улицей. В седловине, образуемой ее рельефом, и протекает подземная Хапиловка; вдоль коллектора к Электрозаводу идет однопутная Электрозаводская железнодорожная ветка.
В нижнем течении Хапиловки, в районе Малой Семёновской улицы, Преображенской слободы и площади Журавлёва, до сих пор сохраняется историческая застройка московских окраин конца XIX века. Память о Хапиловке сохраняется в топонимах:
2-я Хапиловская улица
Хапиловский проезд Река Яуза

Судоходство - РЕКА ЯУЗА
Яуза проходима для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста (около 10 км). Эпизодически, во время дноуглубительных работ, на Яузе появляются суда «Мосводостока» — организации, на которую возложена ответственность за состояние реки. Доступен для мотоботов также верхний участок Яузы от Богатырского моста до Ярославского шоссе длиной более 2 км. Данный участок использовался техническим флотом во время реконструкции Яузы в начале 2000-х гг.
Ширина реки на «судоходном» участке составляет 20—25 метров, за исключением участка акватории верхнего бьефа, прилегающего к Яузскому гидроузлу. Там ширина реки достигает 65 метров. На этом участке река заключена в каменные (бетонные) набережные высотой до трёх метров. Имеются несколько «спусков-пристаней», оборудованных швартовными кнехтами. Самый «верхний» причал находится у Преображенского метромоста, у которого находится граница «судоходства» по Яузе.

Судоходная обстановка на Яузе представлена знаками «Якоря не бросать», установленными на стенках набережных. Самый верхний знак находится выше моста Ярославского шоссе. На шлюзе Сыромятнического гидроузла установлены светофоры. Над верхними воротами установлен знак «Надводный габарит-6.0 м». Над плотиной предупреждающие красные огни.

План реконструкции Яузы
Работы по строительству набережных на судоходном участке реки, в основном, были завершены к 1940 г. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище — Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов.
В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале-шлюз и судоподъёмник и четырёх шлюзов на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х гг выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом. Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал, по которому из Химкинского водохранилища вода поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку. Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

Ростокинский акведук Река Яуза

Сыромятнический гидроузел
Сыромятнический гидроузел (также Яузский, первоначально должен был иметь № 4) был построен в 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893—1946). Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе (Сыромятники).

Ниже плотины гидроузла у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.

В 2005—2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. В начале 2000-х гг были проведены работы по капитальному ремонту стенок набережных. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Оленьего (Глебовского) моста находится в плохом состоянии.

Экология
Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Участились случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический «яузский» запах.

Ещё в конце XIX — начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона говорилось: «По берегам Я. в черте города и его непосредственных окрестностях много фабрик и красильных заведений, вследствие чего вода реки сильно загрязнена, окрашена и совершенно негодна для питья»; с тех пор, по заявлениям экологов, ситуация только ухудшается пропорционально росту производства и населения Москвы.

Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы. В конце августа 2008 года после многолетнего перерыва на Яузе начались дноуглубительные работы, которые продолжались до конца октября. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В работах принимали участие плавкран «ПК-141», буксирные катера <Нептун> и «Юпитер» с двумя шаландами вместимостью 40 куб. метров каждая. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью рефулерного земснаряда. В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. Была проведена очистка шлюзовой камеры с помощью землесоса. В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста.
Ввиду мелководности участка пришлось использовать для буксировки шаланд мелкосидящие катера типа «КС-100», «Сходня» и «Сетунь». В июле 2011 года проводились дноуглубительные работы в нижнем бьефе, на акватории, примыкающей к гидроузлу. В 2013 году работы продолжились. Проводилась расчистка русла плавкраном «ПК-141» вдоль правого берега вниз по течению от Сыромятнической до Серебрянической набережных.
В ноябре 2013 года началась расчистка русла Яузы в районе Оленьего моста с помощью земснаряда «WATERMASTER». Весной 2014 года работы продолжились в районе Матросского моста. В апреле 2014 года «WATERMASTER» начал работу в районе Лефортовского моста. На берегу у моста был установлен сортировочный «завод» для обработки пульпы, подаваемой с земснаряда.

Спрямление русла Яузы
В 70-х годах двадцатого века в районе Медведково проводились работы по спрямлению русла Яузы. Вызваны они были сложностью строительства метромоста нового участка Калужско-Рижской линии Московского метрополитена, а также с предполагавшейся застройкой правого берега реки (на месте, где находилось старое русло Яузы впоследствии были построены два жилых квартала между проездом Шокальского и Сухонской улицей). Работы по спрямлению русла Яузы в районе Медведково были завершены в 1979 году.

Фауна
Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе Медведкова) наиболее распространены мелкие плотва и окунь, попадаются щурята.
В нижнем течении основная рыба — уклейка, эпизодически встречаются щука и даже жерех.

Мосты через Яузу
В черте Москвы на Яузе имеется двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой — между «Бабушкинской» и «Медведково»; на втором участке путепровод метро проходит в туннеле и присыпан землёй, а над рекой на опорах проложены трубы теплоцентрали и пешеходная аллея, поэтому этот мост малозаметен). Всего насчитывается шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь — по которым ходит троллейбус и двадцать три — пешеходных.

Здания на берегу Яузы
На правом берегу Яузы стоят корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Здесь же (теперь с набережной не просматривается) стоит Лефортовский дворец. На противоположном берегу раскинулся Лефортовский парк, а за ним на высоком берегу стоит Екатерининский дворец. Рядом на правом берегу за Лефортовским мостом стоит здание КБ Туполев, где ранее размещалась знаменитая «Туполевская шарага».

В Медведково на правом берегу восстанавливается храм Серафима Саровского. На высоком левом берегу Яузы стоят Андроников монастырь и храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе.
У устья на левом берегу стоит жилой дом на Котельнической набережной. Река Яуза

АНДРОННИКОВ МОНАСТЫРЬ НА ЯУЗЕ
Андро́ников монасты́рь (Спасо-Андроников, Свято-Андроников, Андроников Нерукотворного Спаса) — бывший мужской монастырь на левом берегу реки Яузы, близ одной из Поклонных гор. Основан в 1357 году митрополитом Алексием как митрополичий монастырь, назван по имени первого игумена — Андроника, ученика Сергия Радонежского. В настоящее время монастырь находится в черте Москвы у Андроньевской площади.
Спасский собор монастыря — древнейший из сохранившихся московских храмов (церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле уцелела лишь до уровня хор).

Монастырь в Средние века
Согласно агиографическим сведениям, в 1354 году Киевский митрополит Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет бухты Золотой Рог. День пришёлся на празднование Спасу Нерукотворному.
По версии О. Г. Ульянова, в 1356 году Алексий, будучи повторно в Константинополе, привез в Москву икону Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV века), которая была при освящении Спасского собора обители 16 августа 1357 года и стала особо почитаемой святыней Андроникова монастыря, поэтому датировка основания Андроникова монастыря митрополитом Алексием в Заяузье на великокняжеской земле приходится на 1357 год.

Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о константинопольской бухте, где митрополита застала стихия; позднее одна из близлежащих московских улиц стала называться Золоторожским валом.
Игуменом монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского — Андрони́к († 1373; память — 13 июня). В монастыре долгое время сохранялся колодец, считавшийся святым и, по легенде, ископанный им. На территории Андроникова монастыря находилась одна из древнейших в Москве скудельниц (братское захоронение).
По версии Г. К. Вагнера и О. Г. Ульянова, после пожара 1368 г., в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был построен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. В 1420—1427 гг. Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней.

Спасский собор и Архангельский храм
Н. Н. Воронин полагал, что сохранившийся храм, который ученый датировал 1425—1427 годами, был первым каменным храмом монастыря. С. В. Заграевский следует позиции Н. Н. Воронина и доказывает, что гипотетического плинфяного храма, предшествующего существующему, не существовало.
В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок, выполненных около 1428 года Андреем Рублёвым, который был иноком Андроникова монастыря. Существует версия, что Андрей Рублёв скончался 17 октября (30 октября по н. ст.) 1428 года во время морового поветрия и был похоронен в монастыре (точное местонахождение могилы неизвестно).
В 1439 в монастыре учреждена архимандрития. За стенами монастыря во второй половине XIV века сложилась монастырская слободка, где с 1475 было налажено изготовление кирпича (в связи со строительством Кремля).
При игумене Митрофане, духовнике Ивана III, в Андрониковом монастыре построена одностолпная трапезная (третья по величине после Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого монастыря).
В XIV—XVII веках Андроников монастырь — один из центров переписки книг; рукописное собрание монастыря включало значительную часть сочинений Максима Грека.
В Средние века монастырь неоднократно подвергался разорениям (1571, 1611).
В августе 1653 в монастыре содержался под стражей протопоп Аввакум.
По желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 году над трапезной монастыря надстроили храм, в третьем ярусе которого учредили церковь святого Алексея-митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднен в 1819 году (затем на его месте освятили придел в честь иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи). Был также устроен ещё один придел — во имя святого Александра Команского. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери.
В 1690 году около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус; позже отстроили братские корпуса.

____________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Притоки Москва-реки
http://mosriver.narod.ru/yauza.htm
Яуза // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Сайт Википедия.
Прежнее русло реки Яузы в районе современных кварталов
«Река ЯУЗА» — информация об объекте в Государственном водном реестре
О Яузе на сайте «Малые реки Москвы»
Яуза // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Андроников_монастырь

Яуза - самый крупный приток Москвы-реки, вторая по величине река города (после Москвы-реки). Расположена в северо-восточной и центральной части Москвы. Длина 48 км (в черте города 29 км). Площадь бассейна 452 км2 (в пределах города 272 км2). Средний расход воды около 9,4 м3/с.

Берёт начало из болот на территории Лосиного Острова. Пересекает г.Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву, где принимает многочисленные притоки: справа - Чермянку, Лихоборку, Каменку, Горячку, Копытовку, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинку, Чечёру, Черногрязку, Охотничий ручей; слева - Ичку, Будайку, Хапиловку, Синичку, Золотой Рожок, Гольяновский ручей, Леоновский (Высоковский) ручей. В Москве протекает в районах Медведкова и Бабушкина, пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо; впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.
До XVIII в. была известна как часть торгового пути из бассейна Москвы в бассейн Клязьмы с волоком в районе Мытищ. Ключи в верховьях Яузы с начала XIX в. до середины XX в. были основой первого централизованного Мытищинского водопровода. С начала XVIII в. берега Яузы от устья до Сокольников застраивались, русло было перегорожено многочисленными плотинами с мельницами, что сильно загрязняло воду. В конце 1930-х гг. русло Яузы было выправлено и расширено почти вдвое (до 30 м), построены гранитные набережные, перекинуты новые мосты. В 1940 г. в 3 км от устья, между Разумовской и Золоторожской набережными, сооружён Сыромятнический гидроузел (со шлюзом), плотина которого подняла уровень воды выше гидроузла на 2 м. От устья до гидроузла уровень воды поддерживается Перервинской плотиной на Москве-реке. В относительно естественном состоянии долина Яузы сохранилась только между Сокольниками и Лосиным Островом, где она частично покрыта лесом; в других местах вдоль Яузы встречаются низинные болота и пустыри с рудеральной (сорной) растительностью. Вся незастроенная часть долины от МКАД до Ярославского направления Московской железной дороги объявлена в 1991 памятником природы. Для обводнения Яузы из Химкинского водохранилища по Лихоборскому каналу (через Головинские пруды) и р. Лихоборку поступает волжская вода.

Яуза известна по летописи под 1156 г. как Ауза. Предлагались этимологии этого названия из славянских и финно-угорских языков. В.Н.Топоров (1982) убедительно сопоставляет с балтийскими названиями - латыш. Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома». Дополнительным аргументом считается наличие р.Стебельки по соседству с Яузой.

В связи с сильным загрязнением реки ведутся большие работы по очистке Яузы. Судоходна для небольших судов от устья до Преображенской площади. В черте Москвы на Яузе имеется 14 автодорожных мостов, 6 железнодорожных, 2 метромоста, 1 - для трамвая, 2 - пешеходных.
На правобережье Яузы расположен Главный ботанический сад РАН, на левобережье, на территории Заяузья, находится Парк Московского окружного Дома офицеров. На берегах Яузы находились сёла Медведково, Свиблово, Ростокино, Богородское, слободы Преображенская, Сокольническая, Семёновская (Введенское), Синичкина, Кукуй (Немецкая слобода), Сыромятническая и Котельническая, а также ряд деревень. Вдоль Яузы по правому берегу располагались Ширяево поле, Сокольничье поле и Васильевский луг; на левом берегу у Семёновской слободы возвышались Введенские горы.


Использованы только собственные фотографии - дата съемки 17.05.2014

Яуза - малая река в Московской области и в Москве, левый приток реки Москвы (самый крупный в пределах столицы). Длина - 48 км. Протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста.
Притоки Яузы: правые - Работня, Сукромка, Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка; левые - Ичка, Будайка, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.
Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Участились случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический «яузский» запах.
Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе Медведкова) наиболее распространены мелкие плотва и окунь, попадаются щурята. В нижнем течении основная рыба - уклейка, эпизодически встречаются щука и даже жерех.

Первые упоминания о деревянной церкви, расположенной на месте современного Никольского храма относятся к 1547 г. Эта церковь была построена в слободе котельников и называлась церковь святой Троицы в Старых Кузнецах. Согласно архивным данным в 1657 г. купцы Строгановы строят на месте деревянной церкви новый каменный Никольский храм со своей родовой усыпальницей. Строгановы на тот момент являлись крупными купцами и промышленниками, их усадьба была расположена на соседней Гончарной ул. В последующие годы при церкви были похоронены многие известные члены семейства Строгановых.
К началу XIX века церковь обветшала. В 1822 г. на средства С.М.Голицына было начато строительство нового храма, сохранившегося до настоящего времени. Авторами проекта стали архитекторы О.И.Бове и Д.И.Жилярди.
Храм был построен в стиле ампир. Главный объём храма - четверик на котором установлена ротонда с полуциркульными окнами, разделёнными пилястрами. Южную часть здания, выходящую на переулок, украшает декоративный портик с тремя скульптурными барельефными композициями - «Вход Господень в Иерусалим», «Поклонение волхвов», «Избиение младенцев». С северной стороны храма, обращённой внутрь квартала, устроен придел преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Из-за сильного перепада рельефа повышена цокольная часть под трапезной и колокольней. В 1873 году на средства вдовы дьякона Евдокии Виноградовой в трапезной был устроен придел великомученицы Евдокии, к новому приделу и колокольне пристроены входные лестницы. Никольский храм был закрыт в 1932 году. Небольшая часть церковных ценностей была передана в Коломенский музей и в один из храмов в Коломенском, всё остальное было разграблено или уничтожено. С храма были сняты кресты и глава, сбиты рельефы, разрушена церковная ограда. После перестройки в здании храма разместилась химическая лаборатория Управления геологии. В 1970-х годах Никольский храм частично реставрируется и ставится под охрану государства как памятник архитектуры. В это же время были уничтожены располагавшиеся в храме семейные захоронения Голицыных и Строгановых. В 1992 году Никольский храм был передан Русской Православной Церкви, а его настоятелем стал иерей Михаил Жуков. В этом же году состоялось малое освящение храма и начались активные реставрационные работы. Сразу после открытия в храм вернулись старинные иконы, которые были вынесены из него тайком, перед самым закрытием, последним священником протоиереем Николаем (Чертковым). Образ Божией Матери «Феодоровская» тайно сохранялся дома в семье протоиерея Николая. Две иконы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких были отданы на сохранение в церковь Николая Чудотворца в Клённиках. В 1998 году в отреставрированном храме было открыто представительство Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Москве. 28 октября 1998 года состоялось Большое освящение храма Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Присутствовавший на освящении Никольского храма Блаженнейший Митрополит Дорофей от лица Православной церкви Чешских земель и Словакии наградил иерея Михаила (Жукова) орденом равноапостольных Кирилла и Мефодия за заслуги в работах по восстановлению храма.

Гончарная ул., 29. Храм Успения Богородицы в Гончарах. Подворье Болгарского патриархата. Возведен в 1654 г. Придел святого Тихона Амафунтского пристроен в 1802 г. Передан Болгарской Православной церкви в 1948 г.

Гончарная ул., 29. Храм Успения Богородицы в Гончарах.


Верхняя Радищевская ул.

Памятник А.Н.Радищеву

Верхняя Радищевская ул., 9а строение 2. Особняк 1896 г.


Верхняя Радищевская ул., 7 и 9 стр.1

Верхняя Радищевская ул., 9 стр.1


Дворик дома 19 по Верхней Радищевской ул.


Верхняя Радищевская ул., 19


Верхняя Радищевская ул.


1-й Котельнический пер., 3 строение 1. Ансамбль городской усадьбы Шапкиных - В.П. Щукина - М.Ф. Михайлова. Главный дом с палатами. Середина-конец XVII в., перестроен в 1860-80-е годы. Гражданский инженер Н.Г.Фалеев.


1-й Котельнический пер., 3 строение 1


Храм святителя Николая в Котельниках

Храм святителя Николая в Котельниках

Памятный камень на месте родовой усыпальницы Строгановых


Внутренний двор сталинской высотки на Котельнической набережной

Вентиляция


Памятник Дмитрию Донскому (2013 г., скульптор В.М.Клыков)


Серебряническая наб., 11. Заброшенная типография МВД

Серебряническая наб., 15. Заброшенное здание бывшего Симоновского суда. Бывшая богадельня. Построена в 1900 г., архитектор Д.В.Шапошников.


Река Яуза


На другой стороне Яузы расположена усадьба Усачевых-Найденовых


ул. Земляной Вал, 57 строение 6. Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова.

Заброшенный роддом им. Клары Цеткин. Ранее – Морозовская богадельня. Здание построено в 1891 г. (архитектор М.И.Никифоров) на бывшей территории фабрики, основанной С.В.Морозовым.

Шелапутинский пер., 3 строение 1. Заброшенный роддом им. Клары Цеткин


Река Яуза, Костомаровский мост


Андроников виадук. Построен в 1865 г. по проекту инженеров Н.М.Колоколова, С.Я.Терёхина и архитектора Б.М.Надежина.


Андроников виадук


Андроников виадук


Река Яуза, Таможенный пешеходный мост


ул. Золоторожский Вал, 34. Бывшая типография завода "Серп и молот".


Бывшая типография завода "Серп и молот"




Обрыв, где находили окаменелости (древние ракушки и т.п.)


Вид на Таможенный мост от парка усадьбы Строгановых


Яуза — река в Московской области, левый приток реки Москвы (самый крупный в пределах столицы). Длина 48 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста. Яуза проходима для небольших судов от устья до Преображенской площади (около 10 км).

Яуза - сыграла большое значение в становлении Москвы. В течение трех веков, с IX по XII вв. по ней проходили торговые пути из Южной России - во Владимир, что и послужило стремительному росту Москвы. В XVII веке Петр I основал на реке завод по выделке парусов. На Яузе было сооружено множество производственных объектов, что привело к ее значительному загрязнению. По этой причине, в народе Яузу прозвали общегородской язвой.

По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище-Яуза) и нескольких гидроузлов, в том числе на Яузе. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом. В 2005—2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Глебовского моста находится в плохом состоянии.

Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы.

Мосты Яузы

В черте Москвы на Яузе имеется двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой — между «Бабушкинской» и «Медведково»; на втором участке путепровод метро присыпан землёй, поэтому этот «мост» малозаметен). Всего насчитывается шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь — по которым ходит троллейбус и двадцать три — пешеходных.

Набережные Яузы и парковая зона

Река Яуза имеет не только техническое значение для Москвы, но и архитектурное. Благоустроенные набережные и водная гладь реки Яузы украшают город. Практически все набережные реки Яузы облицованы декоративным камнем, вдоль - сделаны пешеходные дорожки, газоны с ландшафтным дизайном, ажурная ковка ограждений. В сочетании с пешеходными мостами и, особенно, в вечернее время, когда зажигаются огни, набережные Яузы прекрасны

На сегодняшний день на берегах Яузы, поочередно находятся: парк Старое Свиблово, Главный ботанический сад РАН с Леоновским лесом, парк усадьбы Леоново, Лосиный Остров и Сокольники, Лефортовский парк, Первомайский парк и парк усадьбы Усачёвых-Найдёновых.

Река Яуза Фото

Яуза - самый крупный приток Москвы-реки, вторая по величине река столицы (после Москвы-реки). Яуза расположена в северо-восточной и центральной части Москвы. Длина 48 км (в черте города 29 км). Площадь бассейна 452 км 2 (в пределах города 272 км 2). Средний расход воды около 9,4 м 3 /с.

Река берёт начало из болот на территории Лосиного Острова. Пересекает г.Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву, где принимает многочисленные притоки: справа— Чермянку , Лихоборку , Каменку , Горячку , Копытовку , Путяевский ручей , Олений ручей , Рыбинку , Чечёру , Черногрязку , Охотничий ручей ; слева — Ичку , Будайку , Хапиловку , Синичку , Золотой Рожок , Гольяновский ручей , Леоновский (Высоковский) ручей . В Москве протекает в районах Медведкова и Бабушкина, пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо; впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.

Яуза известна по летописи 1156 г. как Ауза. Предлагались этимологии этого названия из славянских и финно-угорских языков. В.Н. Топоров (1982) убедительно сопоставляет с балтийскими названиями — латыш. Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома». Дополнительным аргументом считается наличие реки Стебельки по соседству с Яузой. Параллельно существует версия, что это искаженное «язва» - трещина, эрозия на поверхности земли.

Долина Яузы обладает интересными геоморфологическими особенностями. По своей ширине она соразмерна долине р. Москвы, а по высоте соответствует 3-й надпойменной террасе (Ходынской). Участки, соответствующие более молодым террасам (1-й и 2-й), крайне узки. Поэтому предполагают, что древняя долина Яузы (3-я терраса) выработана более мощным потоком, чем современная река. По сути это означает, что верховья Клязьмы и Яуза были одной рекой. Этим может объясняться странная близость Клязьмы от современной истокова Яузы. В доюрские времена аналог Яузы протекал значительно восточнее. Долина Яузы врезана не так глубоко, как врезаны, например, долины рек Москвы, Сходни или Сетуни. В этом сказывается пограничное положение яузской долины - между Клинско-Дмитровской возвышенностью и Мещерской низменностью. Но приречные уступы имеются и здесь. Высокий берег Яузы между устьями Хапиловки и Синички или только вблизи устья Синички назывался Введенскими горами. Левый берег ниже устья Золотого Рожка – Таганский холм. Сев. склон Таганского холма - Лыщикова гора. Из природных объектов на правом берегу Яузы были Ширяево поле (низовья Собачьего ручья), Сокольницкое поле (выше устья Рыбинки), Васильевский луг (ок. устья Яузы).

В IX - XI вв. Яуза имела общероссийское транспортное значение, являясь частью водного пути с юга России во Владимир (по верховьям Оки, вверх по Наре, через волок от Полецкого озера к верховьям р. Москвы, вниз по р. Москве до устья Яузы, вверх по Яузе, через волок от верховья Яузы на Клязьму, вниз по Клязьме). Транспортное значение Яузы было обусловлено относительной прямизной водного пути около устья (в сравнении со Сходней) и близостью верховьев от Клязьмы. Эти особенности предопределили успешное развитие

города Москвы вблизи устья Яузы.

В XII в. Яуза утратила общероссийское транспортное значение, но долго оставалась важной водной дорогой города. Если из берегов р. Москвы длительное время осваивался, в основном, только один – левый (защищённый от татарских набегов), то оба берега маленькой Яузы застраивались почти одинаково. Позднее именно по Яузе город быстрее всего «потянулся» своими многочисленными слободами прочь от центра и достиг в этом направлении максимальной протяжённости. Такое положение сохранилось до сих пор: Москва чуть больше вытянута с юга на север, чем в других направлениях. Можно считать, что благодаря Яузе Москва не стала узким приречным городом

и со временем смогла приобрести радиально-кольцевую структуру, оказавшуюся столь удобной во многих отношениях.


В XIX веке, в период бурного промышленного развития Москвы, берега Яузы беспорядочно застраиваются, река загрязняется (в шутку именуется москвичами общегородской «язвой»), но выше города она ещё какое-то время остаётся чистой и привлекательной для дачников.

В середине XX века на реке ведутся работы по строительству набережных на судоходном участке. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы . План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище — Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов . В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале – шлюз и судоподъёмник и четыре шлюза на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х годов выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом . Он был построен по проекту архитектора Г.П. Гольца. Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе (Сыромятники ). Ниже плотины гидроузла у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.


Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал , по которому волжская вода через Канал имени Москвы и Химкинское водохранилище поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку . Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

В 70-х годах двадцатого века в районе Медведково проводились работы по спрямлению русла Яузы. Вызваны они были сложностью строительства метромоста нового участка Калужско-Рижской линии Московского метрополитена, а также с предполагавшейся застройкой правого берега реки (на месте, где находилось старое русло Яузы впоследствии были построены два жилых квартала между проездом Шокальского и Сухонской улицей). Работы по спрямлению русла Яузы в районе Медведково были завершены в 1979 году.

В конце XX века происходит катастрофическое загрязнение и омертвение яузской воды, когда Москва резко расширяется и достигает своих современных границ, а также в несколько раз вырастает население г.Мытищи. Вода в реке Яузе была загрязнена до такой степени, что в ней исчезли практически все формы жизни.

Но в это же время городские власти стали предпринимать меры по спасению реки. Расширялась городская канализационная сеть, были построены очистные сооружения на притоках Яузы, к которым ведут ливневые стоки. Прекращение работы некоторых предприятий также способствовало улучшению состояния Яузы.

Большое внимание уделяется приречной растительности – в 1991 году пойма и надпойменная часть Яузы от МКАД до Ярославской железной дороги были объявлены памятниками природы. Несколькими годами раньше, в 1987 году такой же статус получили усадьбы Леоново и Строганова.

В 2008 году после многолетнего перерыва возобновились дноуглубительные работы на Яузе. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью рефулерного земснаряда. В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста. В ноябре 2013 года началась расчистка русла Яузы в районе Оленьего моста, весной 2014 года работы продолжились в районе Матросского моста. В апреле 2014 года – в районе Лефортовского моста.

Сейчас на Яузе в пределах Москвы располагаются парк Старое Свиблово, Главный ботанический сад РАН с Леоновским лесом, парк Леоново, Лосиный Остров, Сокольники, Лефортовский парк, Первомайский парк, усадьба Усачёвых-Найдёновых. Участок от МКАД до ботанического сада расчищен, но река здесь заключена в искусственные берега из габионов.

В относительно естественном состоянии русло и долина Яузы сохранились в Главном ботаническом саду, а также в Лосином Острове около Сокольников. Ниже Лосиного Острова долина Яузы полностью трансформирована, и не застроены лишь парки - Первомайский, Лефортовский, парк усадьбы Усачёвых-Найдёновых. В последних двух сохраняются хохлатка плотная и некоторые виды других весенних лесных трав-эфемероидов. Хохлатка плотная имеется также в долине Яузы в пределах Лосиного Острова, но в небольшом количестве. Интересно, что особенно много её в парке усадьбы Усачёвых-Найдёновых - ближе всего к центру города. Из водоплавающих птиц на Яузе круглый год в большом количестве присутствует утка-кряква. По учётам 1998-2000 гг. на реке выше Краснобогатырского моста, где берега естественные, бывает 12-16 выводков. Особенно много выводков скапливается в июле на Леоновском пруду около Яузы.

Зимой численность крякв на реке возрастает иногда до 1500-2000 особей, причём утки встречаются на всём её протяжении. Яуза практически не замерзает, и сюда на зимовку устремляются не только московские, но и подмосковные птицы. В некоторые годы гнездятся на Яузе гоголь и красноголовый нырок, которые тоже зимуют здесь. Изредка зимой наблюдались необычные для города виды - лебедь-кликун, серый и индийский гуси, канадская казарка, что связано с уходом их из питомников павильона «Охота и охотничье хозяйство» ВДНХ, а также ЦНИЛ Главохоты. Из представителей семейства пастушковых на Яузе гнездится камышница (на старичных водоёмах и затонах - близреспубликанской станции юннатов, у проезда Кадомцева, у моста Окружной ж/д., около устья р.Чермянки, в Старом Свиблове). Посещают Яузу также озёрные чайки и речные крачки. На пролёте отмечен кулик-перевозчик. Из околоводных воробьиных в среднем течении Яузы изредка встречаются варакушка, камышевка-барсучок, камышовая овсянка. Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе

Архипкина Анна


Похожие статьи

  • Капернаум – город, излюбленный Христом Посещение Национального парка

    Вконтакте Капернаум - древний город, располагавшийся на северо-западном побережье в 5 км к северо-западу от Табхи.Упоминается в Новом Завете как родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова. NicFer , GNU 1.2 В Капернауме в...

  • Необитаемый остров Кекова — древний затонувший город в Турции

    Остров Кекова на данный момент считается одной из наиболее популярных . Сюда ежегодно съезжаются туристы со всего мира не только для того, чтобы насладиться красотой здешней природы, но также и чтобы лучше ознакомиться с историей Древнего...

  • Турция: Подземный город Деринкую Такси и трансферы

    Для полноты картины в Каппадокии после прогулок по долинам надо посетите подземный город Деринкую. В Каппадокии известно около двух сотен подземных городов, но самый большой – Деринкую. За ним идет Каймаклы, который находится в десяти...

  • Кто и почему скрывает истинную дату катастрофы?

    Помпеи (Италия) – уникальный город. Он представляет интерес как историческое наследие не только для Италии, но и для всего мира. Город находится под охраной ЮНЕСКО и, по сути, является музейным комплексом под открытым небом. Наверное,...

  • Помпеи – город погребенный заживо

    Что мы знаем о древнем городе Помпеи? История рассказывает нам о том, что когда-то этот процветающий город вмиг погиб со всеми жителями под лавой проснувшегося вулкана. На самом деле история Помпей очень интересна и наполнена большим...

  • Самые богатые шейхи Востока 

    В арабском языке термин шейх означает родовитого взрослого мужчину, который имеет огромное состояние и пользуется большим уважением в обществе среди верующих. Только самые почитаемые и уважаемые мусульмане могут заработать это почетного...