Масштабы в моделировании. Клуб по месту жительства "Маяк"г

К оллекционирование масштабных моделей - увлекательное, но довольно затратное хобби: сотня «игрушечных» машинок на вашей полке может стоить, как настоящий новый автомобиль. Собранная с умом коллекция со временем только дорожает, а значит, масштабные модели - это не только радость для своего хозяина, но и хорошая инвестиция.

Эта статья даёт базовое представление о том, какие бывают масштабные модели и как их выбирать и покупать, а также поможет понять, стоит ли тратить время и деньги на это увлечение. Чтобы текст не получился слишком длинным, в обзор включены только модели самого популярного в нашей стране масштаба 1:43 и только модели иномарок. Если читателей заинтересует эта тема, то мы сделаем отдельный обзор, посвященный моделям советских и российских автомобилей – в этом сегменте рынка много своих нюансов, которые стоит учитывать при составлении коллекции.

От игрушек к высокоточным копиям

До начала 90-х годов прошлого века все масштабные модели, в сущности, считались игрушками: уровень детализации был невысоким даже у дорогих моделей-"открывашек", зато все они были довольно крепкими, их можно было без страха вынимать из коробки, вертеть в руках и катать по столу.

Германская марка Minichamps одной из первых стала делать высокоточные модели из металла без открывающихся элементов, предназначенные исключительно для коллекционирования, а не игры. На полках магазинов модельки Minichamps выгодно отличались по качеству от машинок фирм-старожилов, таких как Schabak, Norev, Bburago, Dinky Toys, и взрослые покупатели это оценили – марка Minichamps резко пошла в гору и задала новый тренд в модельной промышленности.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

В 2000-х модели из металла (профессиональные собиратели называют их термином die cast, обозначающим литье под давлением) достигли пика своего развития. Некоторые производители, например AUTOart, навострились делать невероятные по точности модели с множеством открывающихся элементов. При этом практически все производство машинок переместилось в Китай, и с тех пор масштабные модели, независимо от их цены и исторического происхождения фирмы-производителя, – это дело рук китайских девушек с зоркими глазами и ловкими руками.

Смола и металл

Также на рубеже веков в мире масштабных моделей оформилось новое направление – машинки из эпоксидной смолы. Этот материал позволил добиться еще более точного соответствия масштабных моделей их полноразмерным прототипам (или, как говорят опытные собиратели, «большей копийности»), но при этом в смоляные модельки не то что играть нельзя – вынимать из бокса не рекомендуется!

У многих моделей из смолы не крутятся колеса, а винты, которыми машинки прикручены к подиуму, скрыты от глаз заглушками – таким образом производители дают понять, что эти модели предназначены исключительно для любования, причем под пластиковым колпаком. Даже протирка от пыли таких моделей дело непростое – можно повредить хрупкие элементы из фототравления (дворники, эмблемы, дверные ручки, молдинги), а тонкие стекла-пленочки гнутся при малейшем давлении. Еще для смоляных моделей характерна небольшая усадка после изготовления, из-за которой наклеенные на кузов молдинги могут отвалиться, а приладить их обратно не так-то просто – нужен специальный навык.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Падение смоляной модели из рук на пол практически гарантирует ее смерть – многим собирателям не нравятся легковесность и хрупкость таких машинок. Подавляющее большинство смоляных моделей неразборные: то есть, если вы обнаружили в салоне какой-то мусор, погнутый подголовник или перекошенное зеркальце, исправить это будет практически невозможно.

Однако при всех недостатках именно смоляные модели считаются хай-эндом в модельном мире. Цены на них, как правило, начинаются от 5 000 рублей, хотя встречаются и вполне доступные экземпляры, выпускаемые, например, под брендом Premium X Models.

Модели, изготовленные по технологии die cast, почти всегда дешевле смоляных аналогов, но при этом далеко не всегда хуже. Металлические модели априори крепче, увесистее и в большинстве своем имеют детально проработанное днище, тогда как многие производители смоляных машинок делают донышки плоскими, без какого-либо намека на элементы подвески и выпускной системы.

Если смоляные модели огорчают собирателей усадкой и отваливающимися деталями, то с моделями die cast может случиться другая беда – цинковая чума: из-за нарушения технологии изготовления сплав со временем разрушается. К счастью, у моделей зарубежных производителей этот дефект встречается нечасто, но ужас в том, что если чума все-таки поразила вашу модель, «вылечить» ее невозможно – со временем металлический корпус просто рассыплется. Основными признаками цинковой чумы являются вздутия и трещинки на лакокрасочном покрытии кузова.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Особняком в сегменте die cast стоят модели из белого металла от британской фирмы Brooklin Models. Это дорогие и очень тяжелые модели, у которых все элементы, кроме стекол и шин, отлиты из металла. Из-за особенностей техпроцесса некоторые собиратели считают такие модели грубоватыми, так как мелкие литые элементы отделки у них слишком толстые. Но по законам художественной миниатюры, которые зачастую противоречат принципам моделизма, это как раз очень правильно, и на полке такие машинки смотрятся очень эффектно, притягивая взгляд больше, чем сверхточные смоляные модели.

Что почем

Цены на современные масштабные модели варьируются в диапазоне от 300 до 30 000 рублей за штуку. Более дорогие экземпляры - это либо какой-то совсем уж диковинный хенд-мейд, либо давно снятые с производства раритеты.

Машинки стоимостью 300-800 рублей продаются в детских магазинах и супермаркетах по всей стране и, представьте себе, среди них встречаются вполне приличные, особенно если сравнивать их с модельками тридцатилетней давности. Самые распространенные бренды в сегменте «дно» – это Bburago, Cararama, Rastar, Motor Max, New Ray, RMZ City, Welly.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Фирма Welly стоит особняком, так как почти никогда не попадает в 43-й масштаб и снабжает свои машинки дурацкими инерционными моторчиками, но многие начинающие собиратели охотно покупают и Welly, поскольку машинки у них крепкие, с хорошей покраской, резиновыми шинами, и издалека на полке смотрятся неплохо.

Также к сегменту лоу-кост относятся модели в блистерах (картонка с пластиковым колпаком), выходившие в России в рамках журнальных серий типа «Суперкары» и Ferrari Collection – на вторичном рынке они стоят от 500 до 1 000 рублей. Модели из заграничных журнальных серий чуть дороже – примерно 1 500 рублей за штуку. Качество машинок из журнальных серий нестабильное: встречаются как вполне качественные образцы, так и откровенное барахло – плохо собранные или халтурно спроектированные модели, лишь отдаленно напоминающие автомобили-прототипы.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Модели среднего класса стоят от 1 500 до 5 000 рублей за штуку, и выбор в этом сегменте самый богатый. Большинство машинок за эти деньги изготовлены по технологии die cast, не имеют открывающихся элементов и продаются упакованными в пластиковые боксы и картонные коробки, что очень удобно для хранения.

Основные производители – Minichamps/Maxichamps, Norev, AUTOart, Schuco, Herpa, Kyosho, Hot Wheels Elite, Vitesse, Eligor, Abrex, Corgi, Oxford, Greenlight и IXO Models со всеми производными брендами (IST Models, J-Collection, Premium X, WhiteBox). У всех производителей встречаются как удачные, так и неудачные модели (с плохой геометрией или некачественной сборкой), но если, скажем, брак у AUTOart – это редкость несусветная, то IXO Models халтурит часто, зато регулярно обновляет производственную линейку и продает свои машинки по более низким, чем у конкурентов, ценам.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Большинство моделей стоимостью свыше 5 000 рублей выполнено из смолы и имеет богатую, порой даже избыточную, ведущую к проблемам со сборкой детализацию. Основные производители этого ценового сегмента – Spark, Neo Scale Models, Kess, Auto Cult, GLM, Matrix, FrontiArt, Looksmart, Brooklin Models. Сюда же нужно отнести смоляные модели Minichamps, которые стоят в два-три раза дороже, чем металлические.

Где покупать

Казалось бы, ответ очевиден – в интернете. Действительно, некоторые модели можно найти только в Сети, и нет никакой возможности посмотреть товар живьем до покупки. Однако многие коллекционеры, особенно в Европе, по старинке предпочитают оффлайновые магазины, куда можно прийти и часами выбирать достойную покупки модель: разглядывать товар с лупой, искать экземпляр без дефектов.

В Москве на данный момент есть около десяти оффлайновых магазинов, но цены в них за последние пару лет сильно выросли – публика все больше ходит мимо витрин, цокает языками, произносит реплики в стиле Кисы Воробьянинова («Однако!») и уходит без покупок.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Интернет-магазины всегда готовы вернуть деньги за бракованную или поврежденную при пересылке модель либо выслать другой экземпляр, однако критерии брака у магазинов и коллекционеров могут быть разными, и договориться удается не всегда.

Понятно, что отломанное колесо или трещина – это брак, такую модель поменяют или вернут деньги. Однако криво приклеенное зеркало, неровная покраска панели приборов, небольшой облой на дверных картах, «восьмерка» на колесе, пятнышки клея на кузове или слегка облезший хром на оконных рамках магазин может назвать издержками производства – мол, собирают-то машинки люди (те самые китайские девушки), и при желании мелкие косячки можно найти на любой модели, так что смирись, дорогой покупатель, и не порть нам нервы.

Покупка подержанных моделей с рук - еще более рискованное предприятие, но если покупатель и продавец живут в одном городе, то можно приехать и посмотреть товар, чего большинство интернет-магазинов не предлагает.

Как хранить

Некоторые коллекционеры превращают свои квартиры (или хотя бы одну комнату) в настоящий музеи масштабных моделей: покупают стеллажи с зеркалами и стеклянными полками, устраивают в них подсветку, красиво расставляют свое богатство, смотрят на него и медитируют, проводят экскурсии гостям. Но у большинства собирателей все же нет места для подобных инсталляций, и на виду они хранят только малую часть своей коллекции, а остальное убирают в коробки и лишь время от времени достают, чтобы полюбоваться.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Модели не любят прямого солнечного света (выгорает краска, мутнеет и желтеет пластик), так что пребывание в темной коробке продлевает им жизнь. Также модели не любят резкого перепада температур и влажности, и хранение коллекции в неотапливаемом гараже или на даче - точно не вариант.

Если модели находятся в оригинальных боксах, то отпадает необходимость в их протирке от пыли. Некоторые собиратели вообще вскрывают бокс только один раз: после покупки удаляют пыль и мусор и, что называется, консервируют модель на века. Но даже при таком бережном хранении необходимо периодически проводить инвентаризацию коллекции, смотреть, все ли в порядке с лакокрасочным покрытием машинок, не поразила ли их цинковая чума, не отвалились ли детальки, не плавит ли резина колесные диски и подставку (увы, такое иногда случается).

1 / 3

2 / 3

3 / 3

У заботливого коллекционера модели благополучно пребывают в состоянии новых десятки лет, а любая, даже не очень качественная модель в оригинальной упаковке и идеальном состоянии со временем дорожает в цене - то есть, стоимость коллекции увеличивается. Именно поэтому если вы будете вынимать модели из боксов и расставлять на полке, обязательно сохраняйте оригинальные упаковки – без них модели резко теряют в стоимости, да и перевезти в случае необходимости неупакованную модель без повреждений будет непросто.

Что собирать

Разумеется, все что душе угодно. Многие коллекционеры просто покупают понравившиеся им модели и не заморачиваются какой-либо идеей или направлением. Но профессиональные собиратели все же стараются строить свои коллекции вокруг какой-то одной или нескольких тем: например, послевоенные итальянские автомобили, модели Porsche, минивэны, грузовики, масл-кары, автомобили из фильмов, гоночные автомобили, модели какого-то одного производителя (выбирается, как правило, бренд с хорошей репутацией - например, тот же AUTOart) и т.д. Тематическая коллекция ценнее, чем разрозненная, бесстержневая.

В принципе, при желании на заказ можно сделать любую модель - например, дежурный Hyundai Solaris или экзотический концепт-кар от Луиджи Колани, запавший в душу в детстве. Кустари-энтузиасты за большие деньги «вылепят» из смолы что угодно даже по мутной фотографии из старого журнала, но не факт, что качество вас устроит. Нужную модель можно изготовить и промышленным способом – десятки китайских фирм предлагают такие услуги, но коллекционеры-частники ими практически не пользуются, предпочитая покупать уже готовую продукцию.

При первом занятии стендовым моделизмом, очень важно первое впечатление о модели и инструмента. Именно этот показатель даёт стимул для дальнейшего развития в этом виде увлечения.

После того как Вы и приобрели все необходимые инструменты и решили выбрать свою первую масштабную модель. Для этого нужно определиться с ценой, сложностью, качеством деталей, масштабом и схемой покраски.

Ну и первое с чем вам предстоит столкнуться - это с жанром (тематикой) моделей. Хорошенько подумайте, на какую тематику вы хотите собирать масштабные модели. Может быть, вы хотите обставить полку автомобилями или танками, самолётами или кораблями. Не берите модель, если она вам не нравится, берите ту модель, к которой у вас проявляется интерес и стимул к сборке.

Цена набора со стендовой моделью

Цены моделей могут быть разные: от самых дешёвых до самых дорогих. Не стоит покупать слишком дешёвые наборы, так как они плохого качества, и нет смысла покупать очень дорогие модели, потому что они могут оказаться для вас слишком сложными. Даже хорошо подготовленный начинающий моделист делает ошибки, что является процессом обучения. Поэтому нужно купить набор средней цены, чтобы первый раз поэкспериментировать, чтобы было не так обидно по завершению результата. Существует фирма «Звезда». Модели этой фирмы среднего ценового диапазона и вполне приемлевого качества.

Выбор масштаба модели

Если вы хотите собирать бронетехнику, то покупайте модель в масштабе 1:35, помните что чем меньше масштаб, тем больше будет собираемая модель. В масштабе 1:35 танк будет примерно 25 на 10 см.

Оптимальные масштабы собираемой модели:

  • Бронетехника – 1:35
  • Автомобили – 1:43
  • Авиация – 1:48
  • Флот – 1:350

Сложность сборки моделей

Не надо покупать сборные модели с фототравленными и смоляными деталями. Поищите в магазине модели только с пластиковыми литниками (из литого полистирола).
Опыт моделирования у вас появится со временем.

Ещё бывают наборы с огромным количеством деталей от фирмы «Dragon» выпускающий потрясающие наборы, но вам пока не следует его покупать, так как они слишком дорогие и сложные. Среднее количество деталей этого набора 600-700 шт. Для первой сборки вам отлично подойдут модели японской фирмы «Тамия» это модели великолепного качества и по довольно приемлемой цене. содержат нормальное количество моделей и после сборки таких моделей не всегда требуется обрабатывать шпатлёвкой.

Схема покраски сборной модели

Начинающим моделистам стоит подумать, что у многих моделей есть своя схема покраски. Поэтому не стоит покупать танки со сложным камуфляжем, так как для покраски камуфляжа потребуется . Поэтому для первого раза купите модель с однотонной схемой покраски, а в следующий раз купите модель уже немного посложнее.

Счастливого вам моделирования!

>> >> Стендовый моделизм. Выбор модели

Недавно меня спросили: "А почему у сборных моделей масштаб 1:48 или 1:72, а не 1:50 или 1:100?". И оказалось, что я не знаю ответа на этот вопрос. Так честно и признался, но сделал предположение. Возможно это не в метрической системе, а например в дюймах или чем-то подобном. Решил изучить вопрос и выяснилось, что предположил я верно. Вот что я нашёл в журнале М-Хобби №1 за 1993 год. (Картинка для привлечения внимания)

ПОЧЕМУ?
Немного о масштабах сборных моделей и не только о них.
Действительно, почему именно 1:72? И почему 1:48, ведь 1:50 было бы куда логичнее? Да, логичнее, но... в метрической системе. А появилось это всё в Англии и США, где система была дюймовая. И более крупная единица содержала в себе не 10, как у нас (т.е. 1м = 10дм = 100см = 1000мм), а 12 более мелких единиц. То есть в одном футе 12 дюймов. Решили, что стольким-то футам на прототипе соответствует столько-то дюймов на модели. Причем, англичане решили, что на 6 футов 1 дюйм (т.е. 1:72), а американцы - на 4 фута 1 дюйм (т.е. 1:48). Как с издевкой писал "Airfix magazine",- "американцы любят получать большие удовольствия". Кстати, так это сначала и писалось, например: 1"/4", что часто вызывает удивление наших любителей, видящих это на старых коробках Hawk или Monogram, а это всего лишь 1:48. Чтобы перейти от этого "птичьего языка" к привычной дроби, необходимо количество футов (в данном случае 4) перевести в дюймы, умножив на 12. И получается 1"/4"=48", т.е. 1:48. Итак, 1"/6"=1:72, 1"/4"=1:48, 1"/8"-1:96. Ну, а если модель меньше прототипа в число раз не кратное 12? В этом случае нужному числу футов прототипа соответствует не один, а несколько дюймов на модели. Например: 3"/8*, что эквивалентно 3/96 или 1/32 - не сложно, не так ли?
Ну, а Европа и Япония что? Они-то не сразу смирились с таким положением вещей, введя метрические масштабы. Хорошо известны, например, модели в масштабе 1:50 - Heller, Artiplast (выпускаемые ныне кооперативом "Smer"), Огонек.
Нашелся "противник" и у самого популярного масштаба 1:72 - "метрический" 1:75. Кое-кто еще помнит Ан-2 в этом масштабе фирмы Plasticart, ну и, конечно, японскую фирму LS, делавшую в этом масштабе все свои старые модели. Однако коллекционеры уже успели обзавестись коллекциями в англо-американских масштабах и "не приняли" продукции европейских производителей. Им пришлось переходить к дюймовым масштабам, а LS "спрятала" свои модели в 75-м масштабе за табличкой 1:72,что до сих пор вводит в заблуждение многих любителей. Впрочем, разница между метрическим и соответствующим ему дюймовым масштабом составляет всего 4% - не много, и эти модели прекрасно уживаются на одной полке, так как разница на глаз практически не воспринимается. Однако два метрических масштабах все-таки "выиграли гонку". Один из них - 1:100. В его дюймовом аналоге (1:96) вышло не так уж много моделей. В то же время многие крупные производители выпускают свою продукцию в М1:100 до сих пор. Это, конечно, Revell, "вспомнивший" в своем каталоге 91-го года многие из своих старых моделей и сделавший новые, в том числе изумительный по точности и деталировке Ми-24. В масштабе 1:100 работают также Marushan, Ben Hobby (Япония), Idea (Южная Корея). Японская фирма Nitto избрала его как основной для своих моделей пассажирских лайнеров. В нашей стране известна в основном продукция фирмы Plasticart. Не нашлось аналога у дюймового 1:144 - в метрическом масштабе 1:150 было выпущено лишь несколько моделей. Второй метрический масштаб, оказавшийся вне конкуренции, - танковый 1:35, хотя в нашей стране был принят масштаб 1:30. Масштаб 1:30 также вначале приняла для своих моделей танков японская фирма Nichimo, выпустив в этом масштабе около 20 моделей. Кстати, разница между "танковым" 1:35 и "самолетным" 1:32 составляет 9% и, к сожалению, на глаз вполне заметна. Еще один метрический масштаб поделил рынок на равных со своим дюймовым конкурентом. Речь идет, конечно, об "автомобильных" 1:25 и 1:24, некоторые фирмы предпочитают один, некоторые - другой, а некоторые (US Revell) - и тот и другой. Нельзя обойти и историю появления масштаба 1:76. Этот масштаб имеет "железнодорожные" корни. Именно поэтому фирма Airfix и обозначает его часто на своих коробках как НО/ОО, что непонятно многим нашим коллекционерам. Ну, а о том, насколько модель соответствует своему масштабу, наш следующий разговор.

Для любителей моделизма листы из спрессованного и проклеенного деревянного шпона всегда были одним из наиболее востребованных материалов. Они легко режутся, прекрасно обрабатываются, чертежи кораблей из фанеры легко найти в сети, а потому именно с фанерных выкроек начинают свое знакомство с моделированием различных судов многие мастера.


Изготовление моделей своими руками – задача весьма непростая, требующая значительного багажа знаний и определенной сноровки. В статье мы расскажем лишь о самых основных приемах, а дальнейшее мастерство вы будете оттачивать уже сами.

Материалы для работы

Если вы хотите изготовить небольшую модель корабля, то вам понадобятся такие материалы:

  • Дерево – кедр, липа, орех или другая древесина, желательно мягкая и не волокнистая . Древесные заготовки должны быть ровными, без сучков и повреждений. Древесина может использоваться как в качестве материала для основных элементов модели (корпус, палуба), так и для мелкой деталировки.
  • Фанера – пожалуй, наиболее востребованный материал . Для судомоделизма применяют либо бальсовую, либо березовую, поскольку именно эти породы дерева обеспечивают минимальное количество сколов при распиливании. Модельная корабельная фанера, как правило, имеет толщину от 0,8 до 2 мм.

Обратите внимание! Листы из букового шпона малой толщины иногда применяют в качестве альтернативы березовым: хоть они и уступают по прочности, зато гнутся гораздо легче.

  • Шпон – тонкие пластины натурального дерева дорогих пород . Как правило, применяется для фанеровки, т.е. оклейки поверхности из недорогого материала.
  • Крепежные элементы – тонкие цепочки, шнурки, нити, латунные и медные гвоздики .

Кроме того, нам обязательно понадобится клей для дерева, картон и калька для переноса шаблонов и т.д. Мелкая деталировка изготавливается из металлического литья. В качестве альтернативы металлу можно использовать окрашенную полимерную глину.

Делаем сувенирный кораблик

Подготовка к работе

Любая работа начинается с подготовки, и моделирование ни в коем случае не будет исключением.

  • Для начала нужно определиться с тем, что мы будем строить. Если ранее вы не имели дела с судомодельным искусством, то рекомендуем скачать чертежи корабля из фанеры в сети: как правило, они содержат всю необходимую информацию и понятны даже новичку.

Обратите внимание! В продаже доступны наборы, позволяющие собрать судно из готовых деталей. Новичкам подобные комплекты будут интересны (хоть цена большинства из них весьма существенна), но лучше все-таки осваивать технологию с азов.

  • Проанализировав чертеж, проверяем, все ли необходимое есть в наличии. В принципе, если чего-то не хватает, то можно будет докупить несколько позже, ведь постройка корабля (пусть и миниатюрного) – дело небыстрое!

  • Распечатав чертеж, изготавливаем шаблоны основных деталей.
  • Шаблоны переносим на .

Вырезаем и собираем детали

Выпиливать заготовки можно как с помощью ручного, так и с помощью электрического модельного лобзика.

Последний стоит дороже, но зато с ним вы меньше намучаетесь при вырезании мелких деталей:

  • В фанерном листе проделываем стартовое отверстие, в которое вставляем пилку или полотно лобзика.
  • Выпиливаем деталь, стараясь двигаться точно по отмеченному контуру.
  • Выпиленную заготовку обрабатываем напильником, снимая небольшие фаски по краям и удаляя неизбежные сколы и заусенцы.

Совет! Работая над одним элементом (палубой, бортами, килем и т.д.), сразу вырезаем все детали, необходимые для сборки. Так мы потратим значительно меньше времени, и работа будет продвигаться быстрее.


Когда все готово, начинаем сборку нашего корабля.


  • Вначале на продольную балку – киль – надеваем поперечные шпангоуты. В нижней части каждого шпангоута обычно предусмотрен паз для закрепления на фанерном киле.
  • Для соединения можно использовать стандартный клей, а можно – специальные клеевые смеси, предназначенные для судомоделизма.
  • Верхние части шпангоутов крепим к палубе. У простых моделей палуба представляет собой один лист фанеры, а у сложных она может быть многоуровневой.
  • После того как клей на шпангоутах высохнет, начинаем обшивать борта тонкими полосами фанеры. Толщина материала должна быть не более 1,5 мм, поскольку только в этом случае мы сможем согнуть обшивку без риска повредить ее.
  • Для изгибания можно нагреть и увлажнить. После этого материал согнется без труда, а со временем – приобретет устойчивую форму.

Обратите внимание! Корпус под окраску можно оклеить сплошным листом. А вот для имитации дощатой обшивки лучше применять полоски шириной до 10 мм (зависит от масштаба).


  • Приклеенную фанеру фиксируем зажимами и струбцинами и оставляем сохнуть.

Окончательная отделка

По большому счету, на этом столярное мастерство завершается, и начинается искусство.

Когда корпус собран и высушен, нам необходимо:

  • Изготовить из тонкой фанеры и закрепить палубные надстройки.

  • Нарастить борта таким образом, чтобы они выступали над плоскостью палубы.
  • Поверхность палубы оклеить деревянным шпоном или же расчертить с помощью шила, имитируя дощатую обшивку.
  • Сделать и установить все мелкие детали вроде штурвала и рулевой лопасти.
  • Закрепить мачты со всеми дополнительными устройствами (так называемый рангоут), установить паруса и растянуть всю эту конструкцию с помощью нитей такелажа.

В завершение все фанерные детали нужно обработать морилкой и пролакировать. Это обеспечит нашему сувениру как минимум пару десятков лет сохранности.

Вывод


Простой кораблик из фанеры своими руками сделать может практически каждый – достаточно терпения и минимальных навыков работы с лобзиком (читайте также статью ). А вот если вы захотите реализовать сложный чертеж с множеством мелких деталей, то потрудиться придется изрядно. Вот почему мы советуем начинать с самых простых моделей, постепенно наращивая мастерство!

В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.

Похожие материалы

Часть I. МАСШТАБ МОДЕЛИ.

Прежде чем начать постройку модели парусника, следует разобраться в некоторых теоретических вопросах. Вопросы эти, в принципе, связаны между собой, но от них зависит весь процесс постройки модели и то, какой она получится.

Начнем с масштаба.
При изображении большого объекта в рисунке, чертеже, модели и т. п. мы (как правило) уменьшаем величину объекта в несколько раз: в два, пять, десять, сто, тысячу и так далее. Число, показывающее, во сколько раз уменьшен изображенный объект, есть масштаб.
Правильный выбор масштаба весьма важен при работе над моделью.
С одной стороны, чем больше масштаб (т.е. чем меньше мы уменьшаем размеры прототипа), тем больше возможностей в точной передаче деталей и элементов открывается перед моделистом.
С другой стороны, в погоне за точностью деталировки моделист, под-час, получает модель гигантских масштабов, что сопряжено и с необходимостью использования большого количества дефицитных материалов, и с поиском места для размещения и демонстрации модели.
В самом деле, попытавшись построить модель английского трехдечного линейного корабля I ранга в масштабе 1:48 (такой масштаб предписывался британским Адмиралтейством для проектных чертежей и "презентационных" моделей новых кораблей), максимальная длина которого составляла порядка 230 футов, мы бы получили модель почти в 1,5 метра длиной! Зато, могли бы эффектно деталировать корабельные пушки, которые в данном масштабе имели бы стволы порядка 6 см. А вот, в масштабе 1:100 модель будет около 70 см.
Зато, к примеру, небольшой сто-футовый пакетбот или двухмачтовый бриг в том же 48-м масштабе имели бы длину всего 65-70 см, тогда как в масштабе 1:100 - всего около 30 см.
Кроме того, масштаб модели предъявляет определенные требования к мастерству и технологическим возможностям моделиста.
На модели большого масштаба потребуется ювелирная точность в исполнении множества элементов оборудования корабля.
А вот малый масштаб повлечет необходимость определенных ограничений, связанных со сложностью воспроизведения определенных элементов и деталей (к примеру, уже в масштабе 1:100 выбленки (ступени) вант придется имитировать нитью толщиной в 0,2 мм...десятыми долями миллиметра будут измеряться швы между обшивочными досками, крепежные и такелажные нагели и т.пр.).
Выбирая масштаб будущей модели (если он не задан заранее), моделист должен предусмотреть и размеры места, где модель будет выставлена, и собственные возможности и опыт, и наличные материалы и инструмент.

Вы уже заметили, что я обозначаю масштаб в виде арифметического действия - "деления" : 1:48; 1:100... Такой способ обозначения масштаба называют "численным".
Численный масштаб указывает нам, что каждая единица размера на прототипе делится на определенное число для получение размеров модели.Имея размерения прототипа с помощью численного масштаба легко просчитать размерения будущей модели.


Также моделисты используют так называемый "графический масштаб".
Графический масштаб - это так называемая "масштабная линейка", которую можно увидеть на многих чертежах. Обычно, это две полоски с делениями, расположенные одна над другой. Одна полоска отображает длину в несколько метров (футов) в масштабе чертежа. Вторая полоска - та же длина в разбивке на реальные сантиметры и миллиметры.

К примеру, 10 английских футов(300 см) в масштабе 1:100 будут соответствовать 3 см. Масштабная линейка в этом случае может представлять собой две полоски длиной 3 см, одна из которых будет поделена на 5 или 10 частей (по 1 или 2 масштабных фута соответственно), а вторая на 3 см или 30 мм. Иногда сантиметровая линейка имеет миллиметровую разбивку только для 1-2 сантиметров.
Встречаются масштабные линейки с "шашечной" (на черные и белые квадратики) разбивкой. Такие линейки делают на чертежах, содержащих изображения в разных масштабах (отдельные элементы изображаются в увеличенном (2:1; 5:1) масштабе относительно основного чертежа). Клеточки большего размера соответствуют основным изображениям, а меньшие - деталировке.

Чертежами, прошедшими полиграфическую обработку или распечатанными на принтере следует пользоваться с осторожностью. Все эти способы обработки неизбежно дают искажения и погрешности.
По-этому, прежде, чем использовать чертеж, стоит проверить масштабную линейку - измерить длину сантиметровой линейки. Если указанная на чертеже длина соответствует реальной - чертеж соответствует указанному масштабу.
Рассмотрим пример.
На распечатанном чертеже с указанным масштабом 1:100 10 см на масштабной линейке при проверочном измерении составили 8,5 см.
Для получения чертежа, соответствующего указанному на нем масштабе, его (каждый размер на чертеже) надо увеличивать в 10/8,5 = 1,17 раза.
Или изменить масштаб будущей модели с 1:100, на - 1/8,5*100 = 117 или 1:117.

Наконец, хотелось бы остановиться на "линейке" используемых судомоделистами масштабов.

Я уже упоминал "адмиралтейский" масштаб 1:48.
Это один из дюймовых масштабов:

Масштаб "одна первая" - 1 дюйм (2,54 см) на чертеже на один фут(30 см) строящегося судна (1:12 в метрической системе);
- масштаб "одна четвертая" — четверть дюйма чертежа на фут судна (1:48 в метрической системе);
- масштаб "одна восьмая" - (1:96 в метрической системе).

Этот масштаб (1:48) был избран и утвержден британским Адмиралтейством и использовался в XVII-XIX веках для проектных чертежей новых кораблей. В этом же масштабе предписывалось строить и модель для презентации в Адмиралтействе - так называемую «адмиралтейскую модель», точно передающую внутренний набор корпуса, расположение портов, палуб, платформ, бархоутов и других элементов корпуса. Эту модель строил сам судостроитель, как образец для последующей постройки корпуса судна. После постройки судна, модель передавалась в Адмиралтейство, для использования ее в постройке серии одинаковых судов, или для хранения.
Благодаря этому, сохранилось большое количество моделей кораблей и судов XVII-XIX веков, а масштабы 1:32, 1:48, 1:96 по прежнему традиционно используется для моделей парусных кораблей.

С развитием моделизма и распространением метрической системы, значительное распространение получили метрические масштабы, такие как 1:25, 1:50, 1:100, 1:200, 1:400 и так далее, вплоть до масштабов 1:1250 и более мелких, объединенных названием «микромодели». Развитие пластикового моделизма принесло распространение масштабам 1:144, 1:350, 1:700. Кроме того, зачастую, модель, предназначенная для использования в диораме, выполняется в масштабе авиа-, авто- либо БТТ-моделизма (1:25, 1:35, 1:72 и так далее).

Стоит выделить масштаб 1:1250 (или же 1:1200), используемый для постройки так называемых "моделей до ватерлинии" ("настольных"). Основоположником этого направления в моделизме можно считать Фредерика Т. Джейна, выпустившего в 1898 году справочник по боевым кораблям мира,в котором содержались и силуэтные изображения кораблей на ходу в море, что очень помогало опознаванию.
Чуть позднее по типу этих изображений стали создавать силуэтные модели кораблей для штабных стратегических игр. В начале XX века фирмы «Bassett-Lowke», «Wiking-modelle» начали выпуск коллекционных моделей этого масштаба, которые стали использовать не только для коллекционных и развлекательных целей, но и в морских военно-образовательных учреждениях, в работе над планированием и изучением морских операций, как наглядное пособие. Эта практика была распространена вплоть до Второй мировой войны включительно, в Великобритании и Германии. На сегодняшний день самой большой коллекцией этих миниатюр по праву считается коллекция Питера Тамма (сейчас входящая в состав коллекции Internationales Maritimes Museum Hamburg), насчитывающая 36 тысяч моделей.

Похожие статьи

  • Капернаум – город, излюбленный Христом Посещение Национального парка

    Вконтакте Капернаум - древний город, располагавшийся на северо-западном побережье в 5 км к северо-западу от Табхи.Упоминается в Новом Завете как родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова. NicFer , GNU 1.2 В Капернауме в...

  • Необитаемый остров Кекова — древний затонувший город в Турции

    Остров Кекова на данный момент считается одной из наиболее популярных . Сюда ежегодно съезжаются туристы со всего мира не только для того, чтобы насладиться красотой здешней природы, но также и чтобы лучше ознакомиться с историей Древнего...

  • Турция: Подземный город Деринкую Такси и трансферы

    Для полноты картины в Каппадокии после прогулок по долинам надо посетите подземный город Деринкую. В Каппадокии известно около двух сотен подземных городов, но самый большой – Деринкую. За ним идет Каймаклы, который находится в десяти...

  • Кто и почему скрывает истинную дату катастрофы?

    Помпеи (Италия) – уникальный город. Он представляет интерес как историческое наследие не только для Италии, но и для всего мира. Город находится под охраной ЮНЕСКО и, по сути, является музейным комплексом под открытым небом. Наверное,...

  • Помпеи – город погребенный заживо

    Что мы знаем о древнем городе Помпеи? История рассказывает нам о том, что когда-то этот процветающий город вмиг погиб со всеми жителями под лавой проснувшегося вулкана. На самом деле история Помпей очень интересна и наполнена большим...

  • Самые богатые шейхи Востока 

    В арабском языке термин шейх означает родовитого взрослого мужчину, который имеет огромное состояние и пользуется большим уважением в обществе среди верующих. Только самые почитаемые и уважаемые мусульмане могут заработать это почетного...