Храм cолнца. Храм Солнца (Сурьи), Катармал Храм сурья в конараке описание

Одним из доводов «за поездку» было наличие по соседству с этим городом знаменитого Храма Солнца в Конарке. И, надо сказать, что он действительно впечатляет. В то же время этот храм далеко не единственный, посвященный Сурье в Индии.

Храмы Солнца в Индии

В свои прошлые индийские путешествия я бывал в двух Храмах Солнца в Индии - в Джайпуре и Модхере.

Храм Солнца в Джайпуре.

Храм Сурьи (Сурья - бог Солнца в индуизме) в столице Раджастана Джайпуре запомнился в основном:

1. Обитающими там в огромном количестве обезьянами.

Обезьяны в Храме Солнца

2. Мурти (статуя) Бога Сурьи. В Индии не так уж часто можно увидеть Сурью, там в фаворе другие боги.

Бог Сурья с супругой.

3. Видом на Джайпур.

Храм Солнца в Модхере.

Храм Солнца в Модхере (штат Гуджарат) впечатлил в большей степени. Построенный в 1026 году он относительно хорошо сохранился, учитывая что над его разрушением «работали» не только природные катаклизмы, но и мусульманские завоеватели.

Храм Солнца в Модхере,

В свое время это был фантастически красивый и богатый храм. Огромный бассейн перед главным зданием, 108 маленьких святилищ вокруг него, 52 колонны Колонного Зала и лучи восходящего солнца освещающие (и освящающие) статую бога Сурьи - всё это производило неизгладимое впечатление. Сейчас здесь, конечно, остатки былого величия. Но и они внушают священный трепет.

Храм Солнца в Модхере

Многие посетители этого Храма Солнца в Модхере испытывают здесь и трепет иного рода, поскольку храм украшен большим количеством чувственных скульптур и эротических барельефов в стиле знаменитых Храмов Любви в Кхаджурахо.

Эротические сценки в Храме Солнца в Модхере.

Храм Солнца в Конарке.

Еще больше изображений самых разных сцен сексуального характера в главном Храме Солнца в Индии в Конарке, включенном в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО под номером 246.

Эротические сценки Храма Солнца в Конарке.

Известный также под названием Черная Пагода (такое название дали ему европейские моряки, считавшие, что он притягивает суда на мель), Храм Сурьи был построен в 13-м веке на берегу Бенгальского залива. Сейчас, правда, до моря около трех километров (за 700 лет Океан немного отодвинулся) и на берегу стоят другие - маленькие храмы.

Колесо. Храм Солнца. Конарк. Индия.

В свое время высота купола храма была 70 метров и он служил ориентиром для проходящих мимо на Калкату торговых кораблей. Купол обвалился, многие строения разрушены, но и сейчас в Храм Солнца в Конарке бесконечным потоком идут люди. Правда, не паломники, а туристы, и, в основном, индийские. И что их больше привлекает сюда - величие религиозного и архитектурного замысла или эротические барельефы, благодаря которым этот храм относят к Храмам Любви Древней Индии , сказать сложно.

Храм Солнца. Конарк.

Если бы не назойливое внимание местных жителей, можно было бы часами бродить по Храму Солнца в Конарке, любуясь творением древних зодчих. По форме Храм Сурьи представляет собой гигантскую колесницу. Ее везут семь лошадей (по числу дней недели). У колесницы 12 пар огромных каменных колес. Повсюду огромное количество великолепно выполненных барельефов (не только эротического характера). Для любителей древнего зодчества - просто наслаждение.

Храм Солнца. Конарк.

Здесь язык камня превосходит человеческий язык.

Рабиндранат Тагор о Храме Солнца в Конарке.

Храм Солнца в Конарке включен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО , что уже говорит о многом. Входит он и в другой список - Семи Чудес Индии (по версии газеты Таймс оф Индия). И в самом деле, туристы, попадающие в это место, как правило, бывают весьма и весьма впечатлены этим грандиозным культовым сооружением.

Обычно сюда приезжают на экскурсию те, кто останавливается в соседнем городе Пури - известном паломническом центре на берегу Бенгальского залива. И мы тоже, проживая в Пури, просто не могли не поехать в Конарк (Кона - угол (санскр.), Арка - луч солнца (санскр.).

Мотоцикл для Джеймса Бонда.

Храм Солнца в Конарке

Для поездки был арендован мотоцикл Джеймса Бонда. Из тех, правда, на которых он ездил лет сорок назад. Но до Конарка он нас довез. И назад, кстати, тоже. Необратимые изменения с ним произошли на следующий день.

Дорога очень живописна. Поля, деревеньки и главное - берег Океана. Можно остановиться на совершенно пустынном пляже и насладиться зрелищем Великого Океана.

Колесо. Храм Солнца. Конарк. Индия.

История создания Храма Сурьи

Именно на берегу Моря-Океана в устье реки Чандрабхага царем Нарасмихой Первым в середине тринадцатого века и был построен грандиозный Храм Сурьи. За семьсот лет море немного отступило и в настоящее время Храм Солнца находится примерно в трех километрах от береговой линии.

Согласно некоторых источников в глубокой древности в этом регионе был еще один, а может и два храма, посвященных Сурье. Легенды рассказывают о царе Самбе (сыне Кришны), которого отец проклял за неповиновение и он заболел проказой. По совету мудреца Катаки Самба провел 12 лет в покаянии на берегу реки Чандрабхаги. Этот аскетический подвиг был замечен Сурьей, он велел Самбе искупаться в океане, после чего настало исцеление. Храм Солнца на берегу залива, построенный Самбой был материальным воплощением его благодарности божеству.

Храм Солнца. Конарк.

Есть свои легенды и о том Храме Солнца, который сейчас посещают миллионы туристов. Самая известная из них рассказывает, что супруга императора Калинги никак не могла зачать детей. С мольбами она обратилась к Сурье и солнечный бог внял ее молитвам - у императорской четы родился сын. Когда Нарасимха достиг совершеннолетия, мать убедила его построить храм в честь Бога Солнца.

Историки, правда, утверждают, что Махараджа Нарасимха I построил этот храм в честь одной из своих военных побед, но как оно было на самом деле теперь сказать сложно.

Храм Солнца. Конарк.

Так или иначе, но уже согласно другой легенде, двенадцать тысяч мастеров двенадцать лет (по другой легенде 10 лет, 10 месяцев и 10 дней) возводили храм в устье реки Чандрабхаги. Главным архитектором был Бису Махарана. Они практически закончили строительство к указанному Нарасимхой Первым сроку, но никак не могли закончить купол. Махараджа ждать не желал, и пригрозил казнить строителей, если они не успеют. И тут навестить отца приехал сын главного архитектора двенадцатилетний Дхармапада. И он увидел решение, которое не давалось отцу. А чтобы избежать недовольства махараджи, который мог не простить своим лучшим ремесленникам, что они не могли справиться там, где справился ребенок, мальчик забрался на купол и прыгнул в воду. «И сия пучина поглотила его…»

Лошади несут колесницу Бога Солнца.

Тайны храма Солнца

Храм Солнца в Конарке сооружен в виде гигантской колесницы с двенадцатью пар колес (соответствует 24 часам в сутках), в которую запряжены семь (по числу дней недели) лошадей. Колесница, ведомая Сурьей, неслась над землей покоряя время и пространство.

Статуя Бога Солнца.

На восточной, южной и западной сторонах Храма Солнца имеются три замечательные статуи Сурьи, освещаемые Солнцем поочередно по мере продвижения по небосводу. Согласно легенд самая прекрасная статуя Сурьи (в центральной части храма) буквально висела в воздухе, удерживаемая двумя огромными магнитами.

Стены Ната Мандира.

Тот, кто приходил в храм первым делом попадал в танцевальный зал (Ната Мандир), украшенный барельефами чувственных танцовщиц. Здесь в древности исполнялись ритуальные танцы. Здесь и в наше время в начале декабря каждый год проходит фестиваль классического танца, на который съезжаются лучшие танцоры и танцевальные коллективы Индии.

Дальше находятся соединенные Зал для молящихся (джагмохана) и Главное святилище (деул, вимана). Джагмохана высотой около 30 метров - относительно сохранилась, а Святилище, чей купол возвышался на высоту 70 метров - разрушено.

Храм Солнца в Конарке

Здесь начинаются загадки. Никто толком не знает по каким причинам обрушился купол святилища. Есть легенды разной степени достоверности. По одной из них, начало разрушению храма положили голландские моряки. Они называли Храм Солнца не иначе, как Черная пагода, по той причине, что исходящие из храма магнитные излучения искажали показания компасов и торговые суда садились на мель. «Во всем виноваты, поддерживающие «черного идола» в воздухе магниты» — так считали они. А еще они были уверены, что этому «идолу» приносят в жертву девственниц. А потому не удивительно, что они приложили руку к разрушению храма. С их подачи была разобрана часть фундамента Храма Солнца и извлечены железные колонны, поддерживающие купол.

По другой легенде, гигантский магнит скреплял купол храма. Как только его сняли, купол стал разрушаться.

Лев. Символ царской власти и охранник.

Ряд источников указывает, что к разрушению Храма Солнца в Конарке причастны мусульманские завоеватели. Якобы именно они выбили замковый камень из арочной конструкции, поддерживающей купол.

Некоторые археологи уверены, что купол на самом деле никогда и не был достроен из-за ошибок проектировщиков храма. Однако ряд письменных источников датируемых разными годами указывает, что в былые времена чуть ли не до семнадцатого-восемнадцатого веков Храм Солнца в Конарке был в отличном состоянии. А на литографии Джеймса Фергюссона, сделанной в 1847 году видно, что часть главной башни все еще находилась на месте.

Литография Джеймса Фергюссона

Правда, уже в 1848 мощный шторм нанес очередной удар по храму. А впоследствии его «дело» продолжили другие катаклизмы, в том числе и землетрясение. Но и без участия человека дело не обошлось. Известно, что лучшие скульптуры из Сурья Мандира в настоящее время находятся в музеях Калькутты, Дели и Лондона. Лишь в начале двадцатого века начались работы по сохранению и реставрации храма.

Эротика Храма Солнца

Для туристов Храм Солнца в Конарке особенно привлекателен своими относительно хорошо сохранившимися эротическими барельефами и горельефами. Некоторые авторы связывают их наличие на храмовых стенах с распространением тантризма , что лично мне кажется надуманным.

На берегу Бенгальского залива в индийском штате Орисса возвышаются величественные, необыкновенно впечатляющие руины храма древнего индийского бога Солнца Сурьи — одного из самых больших святилищ во всей Индии. Европейские моряки издавна прозвали его «Черной пагодой»: одиноко поднимающийся на пустынном берегу каменный колосс издавна служил им ориентиром в плавании.

Храм Сурьи в Конараке был воздвигнут правителем Ориссы раджой Нарасимхадевой I в XIII веке. Это одно из последних и крупнейших сооружений в честь бога Солнца.

Правитель Ориссы раджа Нарасимхадева I (1238-1264) из династии Ганга, после серии удачных войн, в результате которых им были подчинены соседние государства, начал собирать средства для грандиозного строительства, которое было призвано обеспечить радже милость богов и процветание государства. На возведение храма пошла военная добыча, дань вассальных князей, дары родственников раджи.

Местность, избранная для сооружения храма издавна почиталась священной, связанной с культом Солнца. Само название Конарак — «Кона-Арка» — означает «Край солнечного света». Возведение храма началось в «благоприятный» пятый год правления раджи и продолжалось восемнадцать лет. Камень для строительства — гранит, базальт, песчаник различных оттенков — доставляли водным путем из трех дальних каменоломен.

Фантастическое здание храма Солнца когда-то украшала башня 60-метровой высоты — шикхара. Сегодня она представляет собой груду развалин. Из двух частей святилища сохранилась только восточная часть — здание колонного зала, где находился вход в храм. Главная часть святилища, башня-шикхара, разрушена то ли в результате стихийного бедствия, то ли в результате набегов мусульман в середине XVI века. О том, что в разрушении храма приняли участие какие-то враждебные силы, свидетельствует храмовая летопись, в которой говорится: «Когда фиринги разрушили храм, мы потеряли все. Благовония испарились, осталась одна ветошь». Кто такие фиринги — неясно, тем более что летописец не указывает даты бедствия. Может быть, это европейцы — например, португальцы.

Несмотря на то, что храм Сурьи был разрушен и опустел, к нему долгое время продолжались совершаться паломничества. Толпы людей стекались сюда, чтобы встретить восход седьмого дня светлой половины месяца магх (это соответствует концу января — началу февраля). В этот день по древней традиции отмечался праздник Парамасура — праздник Высшего Сурьи.

В середине XVIII века святилище было уже заброшено, и брахман Баба Брахмачари, посетивший его в те времена, два дня вынужден был с проводниками пробираться к нему сквозь джунгли. Он увидел его разрушенным и совершенно заросшим. Брахман приказал своим проводникам забрать из храма лучшие изваяния и перевезти их в город Пури, где они были установлены в местных храмах.

Но и сегодня, несмотря на плохую сохранность многих архитектурных деталей, общий облик здания вполне величественен. Высота сохранившейся части святилища составляет почти 40 метров. Она выполнена в виде гигантской колесницы — это образ божественной колесницы Виманы, запряженной семью разноцветными священными конями (по другим преданиям — белыми или золотыми), на которой солнечный бог Сурья едет по «верхнему» и «нижнему» небу.

Храм-колесница уходит в небо тремя большими уступами, на террасах которых установлены монументальные скульптурные изваяния. Цоколь сооружения окружают каменные колеса диаметром в три метра каждое — по двенадцать с каждой стороны. Они богато орнаментированы и украшены резьбой. Колесо символизирует подобие солнечного диска, символ повторяющегося ритма времени.

Два колеса, соединенные осью, символизируют Небо и Землю, соединенные в супружеском союзе. Отсюда происходит такое обилие эротических сцен, бесконечно повторяющихся в скульптурном убранстве храма и отличающихся грубой откровенностью. Такие же сцены украшают двенадцать пар гигантских колес на цоколе храма-колесницы. Скульптурные эротические сцены храма Сурьи получили широкую известность и вызвали к жизни множество толкований этих изображений. Наиболее вероятным считается, что эти скульптуры изображают храмовых танцовщиц — «невест бога Сурьи», постоянно живших при храме и совершавших с приходившими паломниками священный ритуал «слияния».

Среди каменной резьбы встречаются и многочисленные индийские символы солнца: лотос, конь, колесо-чакра. Восточный фасад разрушенной башни-шикхары некогда украшал исполинский каменный лев, попирающий слона. Этот же образ многократно повторяется в других частях здания. Лев — символ строителя храма раджи Нарасимхадевы I, имя которого в переводе означает «человек-лев». Стены храма в изобилии украшены скульптурой и резьбой, отличающихся богатством форм и виртуозностью проработки, почти кружевной отделкой.

На цоколе, фризах террас, в орнаментальных поясах, тянущихся по всему фасаду, размещены рельефные изображения слонов, лошадей, верблюдов и прочих животных. Рядом с ними — традиционные эротические сцены. Многие рельефы посвящены страницам истории правления раджи Нарасимхадевы: отряды воинов в походе, ловля и приручение слонов, прибытие к радже редкого подарка из Африки — жирафа.

Величественные скульптурные изображения загадочно улыбающегося бога Сурьи украшают все четыре стороны храма. С ювелирной тщательностью выполнены драгоценные ожерелья и тончайшие ткани, покрывающие тело каменных истуканов. К лучшим произведениям монументальной пластики индийского классического искусства относятся скульптуры женщин-музыкантш, расположенные на террасах верхней части храма.

Особое место принадлежит окружающим здание храма каменным скульптурам животных, имевшим, по-видимому, какое-то символическое значение. Это прежде всего фигуры грозных боевых слонов, выполненные почти в натуральную величину с присущим индийским мастерам совершенством и реализмом. Вполне вероятно, что это — боевые слоны раджи Нарасимхадевы. Один из них изображен в тот момент, когда своим мощным хоботом он схватил оглушенного вражеского воина, и вот-вот отшвырнет его в сторону…

Еще более выразительна скульптура коня, топчущего передними копытами какое-то поверженное чудовище. Спешившийся всадник ведет коня под уздцы. Британский исследователь Хавелл сравнивал эту скульптуру с лучшими образцами конных статуй в европейском искусстве.

Храм Сурьи в Конараке, одиноко вздымающийся над пустынным океанским берегом, является высшим достижением средневековой архитектуры Восточной Индии. Его сравнивают с «лотосом, встающим из утренних вод». Недаром одним из названий храма Сурьи было Падмакешара — «пестик лотоса».

Сооружение храма началось в "благоприятный" пятый год правления раджи (1240-1241). Об этом свидетельствует автор хроники Падмакешары: «Махашрама Нарасимхадева к концу пятого года своего победного, блистательного правления повелел, чтобы храм в образе колесницы был выстроен для Парамасурьядевы (бога Высшего солнца) на земле Аркакшетры». Весь ансамбль храма состоит из трех частей. Танцевальный павильон, где храмовые танцовщицы исполняли ритуальные танцы, находится отдельно от двух других. Крыша его обвалилась, но еще крепкие стены хранят былую красоту. Снаружи они сплошь покрыты горельефами, изображающими как бы застывших в танце полногрудых танцовщиц. В руках у них барабаны, флейты, цимбалы.

Другие части храма - джагамохана (зал для молящихся) и деул (святилище) - соединены. Когда-то они стояли на одной огромной платформе и представляли собой гигантскую двухкупольную каменную колесницу.

Перед храмом - семь каменных коней в богатой сбруе, символизирующих дни недели. Тяжелая колесница опирается на двенадцать пар колес - по числу месяцев в году - диаметр которых, чуть меньше трех метров.

Как и все храмы в Индии, а так же скульптуры и живописные произведения, Кандарья Махадео имеет в плане мандалу – схему, модель, аналогичную модели мира. В архитектуре она носит название Васту Пуруша Мандала. В культурном контексте - это место напряжения космических сил, свершения предельных деяний, как пишет Шептунова И.И., битвы страстей человеческих. Все ритуальные тексты, связанные со строительством, ваянием, театром содержат определённый один и тот же набор правил: изначально необходимо очистить площадку, совершив необходимые ритуалы по изгнанию злых духов. Следующим шагом являлось определение центра - бинду (место Брахмы), из которого проводится окружность. В трактате Вастусутра - упанишада о символике круга говорится следующее: "Круг-это вселенная. В его форме - дыхание жизни, как в человеке - разум. Он, согласно Вастуведе, есть вращение времени. Центр с окружностью подобны движению сознания (читта-вритта)" (ВСУ. II, 6). В центре круга, в бинду, заключается Атман - душа. Круг вписывается в квадрат, который в свою очередь делится на малые квадраты (8x8 или 9x9). Точность геометрического орнамента "янтры", как и цикличность ритуала, была выражением "правильного порядка" в мироздании и способом его сохранения.

Согласно тексту "Шильпасарини", храм в Конараке принадлежит к типу Махапрашаста панчаратха прасада (пятичастного храма) и представляет собой полуторакратное увеличение модели "махакайласа прасада", по которой построен храм Лингараджа в Бхубанешваре. Для каждой из частей конаракского храма и ансамбля была избрана основная янтра, связанная с именем божества, которому посвящалось сооружение. Пять частей храма Падмакешары представляют собой: мукхашала - передний зал, расположенный с востока и перекрытый четырехскатной трехъярусной "крышей"; шикхара - башнеобразная часть центрального святилища, поднимающаяся над гарбхагрихой- целлой, в которой помещалась главная статуя бога, а так же три окружающие шикхару небольшие башенки, нишашикхары, с юга, с запада и севера. Таким образом, как пишет Шептунова И.И., главное святилище оказывается окруженным, включая входную часть мукхашалы, четырьмя приделами, посвященными четырем стражам стран света - дика-палам и вместе с тем четырем ипостасям солнечного бога - в зените и надире, на востоке и на западе.

На одной оси с центром целлы, с востока, на площади перед храмом находилась колонна - Аруна-стамбха, посвященная утренней заре, затем - квадратное в плане и повторяющее силуэт мукхашалы нат-мандир (здание театра).

Каждая янтра-мандала имеет свой сакральный текст, поясняющий значение всех ее деталей - кругов, лотосов, количества их лепестков и т.д. Для шикхары использовалась «Сурья-янтра о 12 аваранах» (оболочках-защитах), соотносящая навершие храма - амалаку - с лотосом центральной мандалы, а малые шикхары приделов - со странами света, оберегаемыми четырьмя ипостасями Сурьи - это Пушан, Митра, Аруна, Хари-дашва. Центр мандалы соотносится с высшей формой бога - Бхаскара. "Пуджа Сурье приносится в центре вместе с Майей и Чхайей (имена супруг Сурьи, воплощающих его "энергию" - шакти). Если сооружается здание для приношений Сурье, то оно должно быть построено точно в соответствии с этой янтрой, включая четыре круга с алтарем. Для центрального зала была выстроена "Сурья-панчатья-мандала", состоящая из центрального восьми - лепесткового лотоса и четырёх 12-лепестковых.

Важно, что в янтре сфокусирована и пространственная структура храма (сооружение которого тоже является своего рода ритуалом), и временная структура ритуала-пуджи, совершаемого в уже действующем храме. Движение в ритмично организованном архитектурном пространстве оборачивается "чтением" пространства во времени, а временной ритм ритуала - как бы "прохождением" сквозь пространство.

План-янтра - развивается в сложный организм, синтезирующий геометрию архитектурных форм с живой изобразительностью скульптурного декора, каждая деталь которого также имеет свою каноническую микроструктуру, соотнесенную со структурой целого. Иконография изображения богов и героев описывается в Шильпа-шастрах, где рекомендуются определённые пропорции, позы, одежды. Существует система подобия природе, например, руки и шея походи на хобот слона, пальцы рук на бобы и так далее.

Человеческая фигура делится по высоте на семь, восемь или девять частей, в зависимости от характера персонажа. Боги и герои, например, имеют голову равную одной девятой тела. Для более низкого происхождения пропорции равны один к семи. В тексте так же обозначены четыре основные положения фигуры, опять же в соответствии с эмоциональным состоянием изображённого:

Самбханга (покой и созерцание)

Абханга (расслабленная, естественная поза с лёгким изгибом)

Атибханга и трибханга (сильный изгиб тела, энергичное движение)

Как уже было отмечено, любое дело в Индии начинается с янтры, или мандалы, даже уборка дома, когда схему рисуют на пороге. Так и в изготовлении горельефных панно. Янтра "держит" поле изображения, как узда и ограда. В квадрат (воды изначального океана), вписывается круг (символ неба). Квадрат делится линией огня -анги-рекха (вертикальной) и линией воды -ап-рекха (горизонтальной). От союза неба и воды рождается земля-ромб, и всё оживает под действием косых линий ветров - марутурекха. Как свидетельствует Вастусутра-упанишада (трактат о скульптуре), если Изображение вписано в круг и по главным линиям янтраы, то оно не только символически совпадает с макрокосмосом, но и обретает равновесие и благородные пропорции. "Горячие" позы (тайджаса) воинов и героев, как и полёт небожителей или демонических персонажей, например, должны быть расположены по линиям ветров.

Как пишет Шептунова: «Храм Сурьи в целом и в каждой своей детали несет емкий образ, за которым тянется цепь поэтических и символических метафор». Солнечное божество одного из древнейших и универсальных образов в мифологии человечества. Сурья Ригведы - прежде всего учредитель мирового порядка, отмеряющий пространство и время, создатель дня, страж закона с всевидящим оком. Он окружен целым сонмом своих спутников (или ипостасей-эпитетов), отражающих в своем многообразии разные природные силы и состояния. Солярная символика включала в себя мотивы лотоса, коня, колеса-чакры, колесницы, широко представленных в скульптуре Падмакешары. Наиболее емкий из них - образ колесницы, запряженной семью разноцветными (в других версиях - белыми или золотыми) конями, на которой бог едет по "верхнему" и "нижнему" небу.

В упанишадах колесо и колесница становятся символом психофизической природы человека. "Катха-упанишада" сравнивает с ней процесс восприятия и мышления: "Знай, что душа (атман) - это седок, тело (шарира) - колесница, высший разум (буддхи) - возничий, а ум (манас) подобен поводьям; чувства же - это лошади, а их возбудители - дороги, по которым они идут". Вишнуит Нарасимхадева I, повелевая построить храм в образе колесницы, конечно, ассоциировал себя с идеальным кшатрием Арджуной и в облике храма косвенно прославлял свои военные подвиги. Огромный геральдический лев, попирающий слона (Гаджасимха), украшал восточный фасад шикхары, повторяясь в меньших размерах в других частях здания. В его образе зашифровано имя раджи Нарасимхадевы ("человекольва", аватары Вишну). Нарасимхадева и сам изображен в скульптурных панно храма как воин-лучник, как смиренно поклоняющийся йони-лингаму, как принимающий дары подданных, т.е. в разных образах справедливого царя, дхарма-дхары, как бог Солнца, поддерживающий высший закон космического порядка. Образ колесницы решен в облике храма Падмакешары скорее внешне, на уровне скульптурного декора, в виде колес цоколя и скульптур "запряженных" в него коней. Сама структура храма-шикхары восходит к иной модели, в которой фаллическая символика (лингам) соединяется с символикой мифической горы (Меру, Кайласа) как центра мира, главной опоры - аналога тройственной модели космоса в виде двух колес и соединяющей их оси.

На этой горе-вселенной размещаются все ярусы мироздания, начиная от "низа", представленного в пластическом декоре в образах земных животных и мифических "макара", до "верха" - солнце-лотоса, который изображает и символизирует навершие храма (амалака). Как уже говорилось, храм строился по Вастапуруша-мандале, т.е. «храм - это и тело человека-пуруши, и он скульптурен, ибо скульптура как вид искусства исходит из пластической выразительности тела и материала, его массы». Интерьер храма предназначен для бога и его служителей. Остальные созерцают здание, его детали и целое снаружи, сохраняя древнейшие традиции мегалитической культуры - ритуала и храма под открытым небом, связанного со всеми точками горизонта. Здание становится скульптурой, помещенной в "интерьере" небосвода, изображением абстрактной идеи мировой оси. Скульптурный декор прорастает из тела храма, подчеркивая его символическую структуру, но не конструкцию, модули скульптуры и архитектуры в шильпашастрах едины и исходят из размеров человеческого тела (толщины пальца, фаланги, ладони, стопы и т.д.), причем главный модуль "хаста-катхи" для каждого строения избирался по реальным размерам "локтя" сутрадхары данного комплекса или его "яджамана" - жертвователя.

Вместе с нашим индийским другом на его мотоцикле, а не как планировали ранее, на местном автобусе. В Индии так часто случается, планируешь одно, а получается как надо:). Мотоцикл оказался новенький и крепкий, дорога на удивление просторной и гладкой, и сама поездка выдалась живописной. За час мы домчали до Конарка. Поглядывая на проезжающие мимо забитые доверху автобусы с вываливающимися по бокам и сверху людьми, мы радовались свободе и простору, которые даровал нам наш стальной конь.

наш индийский друг

Нас ждал храмовый комплекс прославляющий Бога Солнца Сурью. Это один из древних храмов Индии, был построен в Конарке царём Нарасимхадевой в конце XIII века и располагался прямо на берегу индийского океана.Но в конце того же века храм был разграблен Великими Моголами, океан покинул подножье храма и отошел на 3 км. Это то, что мы знали из исторических источников….

полисадник вокруг храма солнца

Мы припарковали мотоцикл недалеко от центрального входа в храмовый комплекс и пошли покупать билеты. Для туристов билет стоит 250 рупий, а для местных 10 рупий. Тут же не отходя от кассы к нам начали приставать гиды наперебой предлагающие свои услуги, но у нас был свой гид, за что ему конечно большое спасибо.

Храм-колесница встречал нас двумя львами-стражами, и поднявшись по лестнице мы сразу попали на верхнюю платформу, на которая в свое время танцевали ритуальные танцы жрицы и жрецы. Колонны храма украшены танцующими фигурами мужчин и женщин. Штат Орисса славен своими танцами, а потому и в наше время, здесь проводят фестивали танцев и эти древние площадки как и прежде служат для танцевальных действ.

танцевальная площадка

Впереди раскрывалася центральная часть храма, украшенная резными каменными скульптурами, повествующими о жизни людей, во всей своей красе. Здесь мы обнаружили в большом количестве тантрические скульптуры соития мужчин и женщин в различных вариациях и позах. Конечно храм Солнца в Конарке не сравнить по насыщенности эротической архитектуры с известным индийским храмом Каджурахо, но суть обоих храмов раскрывается в их сердце, т.е. внутри. Подойдя ближе ко входу в сам храм, мы наткнулись на заваленную кирпичом стену — вход закрыт. Но насколько мне известно, в начале 20 го века удалось сфотографировать красоту таящуюся внутри — пустоту, там ничего не было кроме одной статуи хранителя храма — бога Солнца. Все краски, вся человеческая жизнь с радостями и горестями оставалась позади, снаружи, внутри было место только сияющей пустоте.

Еще одна символика храма Солнца — это 12 колес, на которых и катится колесница бога Сурьи. Сам храм несет в себе силу жизни, движение солнца от рассвета до заката и снова к рассвету, так и колеса символизируют 12 месяцев году и замкнутость цикла жизни.

Колесо времени

Статуя Бога Солнца.

Бог Солнца Сурья собственной персоной

Наш гид рассказал нам историю о том, что под крышей храма находился сильнейший магнит и что именно там в верхней части, под куполом храма располагался главный медиум и как то все это было связано с силой, предсказаниями и энергией. Магнита давно уже нет, крышу снесли и вывезли вместе с другими драгоценными металами, осталось только сила, накопленная веками и вечное баньяновое дерево.

Мы немного передохнули в тени деревьев, с которых осыпались красивые красно-оранжевые цветы, полюбовались гуляющими длинноногими птицами, снующими между высокой травой и снова обойдя весь комплекс вокруг, почтили бога Солнца, сквозь шум и гам от многочисленных туристов, проникая вглубь, дотрагиваясь к сокровенной тишине и пустоте мироздания.

Похожие статьи

  • Капернаум – город, излюбленный Христом Посещение Национального парка

    Вконтакте Капернаум - древний город, располагавшийся на северо-западном побережье в 5 км к северо-западу от Табхи.Упоминается в Новом Завете как родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова. NicFer , GNU 1.2 В Капернауме в...

  • Необитаемый остров Кекова — древний затонувший город в Турции

    Остров Кекова на данный момент считается одной из наиболее популярных . Сюда ежегодно съезжаются туристы со всего мира не только для того, чтобы насладиться красотой здешней природы, но также и чтобы лучше ознакомиться с историей Древнего...

  • Турция: Подземный город Деринкую Такси и трансферы

    Для полноты картины в Каппадокии после прогулок по долинам надо посетите подземный город Деринкую. В Каппадокии известно около двух сотен подземных городов, но самый большой – Деринкую. За ним идет Каймаклы, который находится в десяти...

  • Кто и почему скрывает истинную дату катастрофы?

    Помпеи (Италия) – уникальный город. Он представляет интерес как историческое наследие не только для Италии, но и для всего мира. Город находится под охраной ЮНЕСКО и, по сути, является музейным комплексом под открытым небом. Наверное,...

  • Помпеи – город погребенный заживо

    Что мы знаем о древнем городе Помпеи? История рассказывает нам о том, что когда-то этот процветающий город вмиг погиб со всеми жителями под лавой проснувшегося вулкана. На самом деле история Помпей очень интересна и наполнена большим...

  • Самые богатые шейхи Востока 

    В арабском языке термин шейх означает родовитого взрослого мужчину, который имеет огромное состояние и пользуется большим уважением в обществе среди верующих. Только самые почитаемые и уважаемые мусульмане могут заработать это почетного...