Ансамбль Новодевичьего монастыря. Ансамбль новодевичьего монастыря Новодевичий монастырь стиль архитектуры

Новодевичий монастырь - один из трех объектов всемирного наследия (с 2004 г.), находящихся на территории Москвы. Кроме него в Список наследия входят Кремль и Красная площадь, а также церковь Вознесения в Коломенском. Монастырь создавался на протяжении XVI-XVII столетий и являлся одним из звеньев в цепочке монастырских ансамблей, объединенных в оборонную систему города. Монастырь был тесно связан с политической, культурной и религиозной жизнью России, а также с Московским Кремлем. Здесь были пострижены в монахини и погребены представительницы царской фамилии, знатных боярских и дворянских родов. Ансамбль Новодевичьего монастыря является одним из шедевров русского зодчества, представляющим стиль «московское барокко».



Монастырь, освященный во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, был построен в начале XVI века великим князем Василием III по обету в честь возвращения Смоленска России из польско-литовского владычества.
Основной доминантой и старейшим из сооружений монастыря является Собор в честь Смоленской Иконы Божией Матери, возведенный в 1524-1525 годах во времена правления Василия III.

История Новодевичьего монастыря связана с именами Бориса Годунова и его сестры Ирины Федоровны (вдовы последнего царя из рода Рюриковичей - Федора Иоанновича), которые до избрания Годунова на царствование жили здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах. К Ирининским палатам пристроен Храм Св.Амвросия Медиоланского (XVI в.).

В монастыре есть 2 красивейших надвратных храма. Над южными воротами (сейчас замурованными, за ними находится Новодевичье кладбище) возвышается храм Покрова Богородицы конца XVII века постройки с Мариинскими палатами.

Над северным входом находится изящный храм Преображения Господня того же времени постройки.

Другой доминантой монастыря является удивительной красоты "кружевная" колокольня, возведенная в 1690 г. и имеющая высоту 72 м.

В то же время была возведена трапезная с храмом Успения Божией Матери.

Много в монастыре памятников, связанных с правлением первых Романовых, особенно с ближайшими родственниками Петра I. Здесь, в частности, провела свои последние годы его первая жена Евдокия Лопухина, которая жила в этом здании (Лопухинские палаты).

А в 1689 году Петр I заточил сюда властолюбивую сводную сестру царевну Софью, которая не хотела уступать русский трон возмужавшему брату, и которую поддерживали бунтовавшие московские стрельцы. Здесь она умерла в 1704 году. Палаты Софьи (в монашестве Сусанны) располагались около Напрудной башни в стрелецкой караульне.

Певческие палаты (начало XVIII в.)

Казначейские палаты (конец XVII в.)

Мавзолей Волконских 1830 г. постройки.

Лопухинская башня и Покровская надвратная церковь.

Главгый (северный) вход в монастырь. Слева - Царицынская и Никольская башни. Надо отметить, что удивительные по красоте стены и башни монастыря, которыми мы можем любоваться сегодня, были построены в конце XVI в. при Борисе Годунове, а в XVII веке башни украсили великолепные ажурные короны.

Табличка, рассказывающая о том, что монастырь является достоянием всего человечества.

Саввинская и Затрапезная башни (вид со стороны пруда).

Недалеко от монастыря, на другом берегу пруда в 1991 г. был установлен вот такой забавный памятник утке с утятами, подаренный супругой тогдашнего президента США Лорой Буш. В 2002 г. детали памятника были украдены.После этого из Америки были присланы новые утки и установлены на том же месте.

И в заключение - несколько фотографий могильных памятников расположенного рядом с монастырем Новодевичьего кладбища. Могила Б.Н.Ельцина (1931-2007).

Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523г. было выдано из великокняжеской казны 230 килограммов серебра на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет до того дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами. Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое - с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.
Чеботарная башня.

Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.

Вид на часовню Прохоровых и колокольню

Сама колокольня

Смоленский собор

Покровская надвратная церковь

История Новодевичьего монастыря связана с именами Бориса Годунова и его сестры Ирины Федоровны, которые до избрания Годунова на царствование оставались здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. В конце XVI века при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен. Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни - круглые, в стенах - квадратные. Верха их были украшены зубцами. Увы, эти красивые башни не смогли защитить монастырь от разорения в Смутное время - ставшая крепостью обитель несколько раз переходила из рук в руки и наконец была сожжена паном Гонсевским.

Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены (ум. 18 ноября 1548г.), в самом соборе похоронены женщины царской фамилии. В старой части некрополя, расположенной между храмами, лежат рядом ученые, писатели, поэты, просто члены знатных семей. Среди похороненных встречаются такие громкие имена, как А.П.Чехов, С.М.Соловьев, Д.В.Давыдов, А.С.Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и др. В 1898-1904гг. было принято решение расширить кладбище, и новая часть, вынесенная за пределы монастыря, была обнесена оградой по проекту архитектора И.П.Машкова. Сейчас там находятся могилы множества видных советских деятелей. Старое же кладбище в советское время сильно пострадало: были ликвидированы многие могилы, за исключением писательских и деятелей науки и культуры.



Успенская церковь с трапезной палатой



И по сей день в Новодевичьем монастыре соседствуют музейные экспозиции и действующая обитель. Кто-то приходит помолиться, а кто-то - полюбоваться памятниками старины. Есть же любители посетить "Софьинскую башню" - то есть, Напрудную, которая носит также название Софьиной, в память о царевне Софье, которую держали взаперти в караулке при башне. После некоего сюжета на телевидении, посвященного чудодейственной силе башни, народная молва Софью превратила в святую (чего церковь никогда не делала), и к башне началось паломничество. Одни просто притрагиваются к стене башни, другие пишут свои пожелания прямо на штукатурке. Пользы башне это не приносит, сотрудники музея собираются в скором времени ее уже реставрировать.
Та самая башенка...

Прогуляемся у прудика?)



Новодевичий монастырь основан в 1524 году Великим князем московским Василием III в память о возвращении города Смоленска в состав русских земель. Назывался монастырь «Пречистой Одигитрии Новым Девичьим».

В монастырь поступали представительницы царских и знатных боярских родов жены, дочери, вдовы и сестры. За стенами монастыря доживали свой век жена Василия Шуйского царица Мария Петровна, супруга царя Федора Ивановича Ирина Годунова. Ее брат Борис Годунов оставался с сестрой в монастыре до своего избрания на русский престол. Позднее обитель стала приютом для первой жены Петра I Евдокии Лопухиной и его сестер Екатерины, Евдокии и Софьи.

На протяжении веков Новодевичий монастырь считался самым богатым в Москве и во всей России. Поступавшие в него знатные особы жертвовали, драгоценностями, деньгами золотом и серебром.

В Отечественную войну 1812 года, после захвата французской армией Новодевичий монастырь едва не погиб. В нем была размещена на постой французская армия, перед уходом из Москвы они заложили под Смоленский собор, колокольню и другие здания монастыря бочки с порохом, но сожженным монастырь не был, когда французы подожгли его и ушли, монахини успели погасить не разгоревшийся огонь.

В 1922 году монастырь был закрыт, монахини были изгнаны из обители и здесь был открыт «Музей раскрепощения женщины», а в 1926 году преобразован в Историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». В 1934 году он был передан Историческому музею в качестве филиала. С 1964 года в Новодевичьем монастыре находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.

Известен монастырь своим кладбищем и старым некрополем, где покоятся герой войны 1812 года Д.В. Давыдов, генерал А.А. Брусилов, историки С.М. Соловьев, М.П. Погодин, философ В.С. Соловьев. Также здесь погребены автор Вишневого сада русский писатель А.П. Чехов и классик русской литературы Н.В. Гоголь.

В наши дни Новодевичий монастырь является православной святыней, художественно-историческим музеем и объектом всемирного культурного наследия признанным ЮНЕСКО.

Архитектурный ансамбль

Главным архитектурным шедевром Новодевичьего монастыря является старейший Смоленский собор – пяти купольный храм на высоком подклете, окружённый крытой галереей, возведенный в 1524-1525 годах. Историки утверждают, что архитектором пятиглавого храма был итальянец Алевиз Фрязин построивший его по образу Успенского собора Московского Кремля.

В Смоленском соборе сохранилась уникальная роспись созданная живописцами, которые работали над обустройством построек, храмов Кремля. В старинном храме находится список Смоленской иконы Божией Матери, а в 1648 году в храм был помещен еще один список – Иверской иконы Божией Матери принесенный со святой горы Афон. В подклете собора сохранилась усыпальница XVI-XVIII вв.

В западной стороне монастыря находится красивейшая Успенская церковь с примыкающей к ней трапезной, построенной во второй половине XVII века (1685-1687 гг.). Справой стороны от трапезной расположены палаты Ирины Годуновой с примыкающей к ней церкви Амвросия Медиоланского кон. XVI- нач. XVII вв.

В ансамбль Новодевичьего монастыря также входят: надвратная церковь Покрова Божией Матери (1683-1688 гг. южные ворота монастыря), надвратная церковь Преображения Господня с пятью золотыми куполами построенная в стиле «нарышкинского» барокко (1687-1689 гг. северные ворота монастыря).

В этом же стиле в 1689-1690 годах была возведена 72-метровая пятиярусная колокольня, возвышающаяся над монастырем. У основания в нижнем ярусе колокольни располагается церковь Варлаама и Иоасафа, в среднем ярусе церковь апостола Иоанна Богослова. Сохранились колокола XVII века работы Ф. Моторина и М. Ладыгина. Стены с зубцами и с 12-ю башнями, увенчанными ажурными коронами были возведены в период XVI-XVII вв.

May 6th, 2017 , 09:43 pm

В 1514 году после безуспешных попыток вернуть захваченный литовцами Смоленск, великий князь Василий III дал обет: «Коли Божиею волею достану свою отчину, град Смоленск и земли Смоленския, тогда поставлю в Москве на посаде девичь монастырь». То ли мольба князя была услышана на небесах, то ли мощь осадной артиллерии напугала литовцев, но на следующий день гарнизон сдался на милость победителя. Князь не забыл свой обет и в 1524 году основал в излучине Москвы-реки Великую обитель Пречистой Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь.




Новодевичий монастырь посвящён Пресвятой Богородице Одигитрии, что в переводе с греческого означает - «Путеводительница», «Наставница». Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. В начале XII века князь Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск, где заложил храм Успения Богоматери, в котором впоследствии и разместили христианскую святыню. На игуменство в Новый Девичий монастырь Великий князь призвал из Суздаля «благоговейную и благочинную схимонахиню» Покровского монастыря Елену (Девочкину), которую почитал за святость жития и верил в силу её молитв за княжеский род, вместе с которой прибыло 18 суздальских стариц.

В 1598 году на несколько месяцев монастырь стал царской резиденцией: сюда переселилась царица Ирина Фёдоровна Годунова, царица-инокиня продолжала принимать доклады бояр и подписывать указы. 22 февраля 1598 года в Смоленском соборе Борис Годунов принял избрание на царство. Во время царствования Бориса Годунова Новодевичий монастырь пользовался его особым расположением - был полностью обновлён Смоленский собор, поставлен новый иконостас, поновлены росписи, «образы чудотворные обложены дорогим окладом с камением», для вдовствующей инокини-царевны были построены обширные кельи, названные Ирининскими палатами, с трапезной и домовой церковью во имя Иоанна Предтечи. Желая превратить монастырь в крепость-заставу Годунов возвёл каменные стены с зубцами, бойницами, галереями и множеством башен протяжённостью около 900 метров, высотой 13 метров и толщиной 3 метра. К каждой башне были пристроены караульные помещения для размещения до 350 стрельцов.

В XVII веке монастырь становится убежищем для царственных персон, ставших жертвами борьбы за русский престол и стратегическим объектом для различных военных и политических сил. С воцарением Михаила Фёдоровича Романова началось восстановление монастыря, разорённого в Смутное время. В XVII - начале XVIII веков монастырю принадлежало 15 000 душ крепостных и более 150 000 десятин земли в 36 сёлах, разбросанных от Онеги до Нижней Волги.

С первых лет создания монастыря его насельницами становились знатные особы. При Петре I в монастырь была заточена царевна Софья Алексеевна, насильно постриженная в монахини после стрелецкого бунта. Позднее здесь жила опальная царица Евдокия Федоровна Лопухина.

В 1812 году отступавшие из Москвы французы попытались взорвать Новодевичий монастырь, но, согласно легенде, одна из монахинь успела залить водой фитили, подведённые к пороховым погребам. В первые годы советской власти в монастыре запретили богослужения, в храмах расположился «Музей раскрепощения женщины», а с 1934 года Новодевичий монастырь стал филиалом Государственного Исторического музея. Во время Великой Отечественной войны отношение властей к религии изменилось, в 1944-1945 годах открылись Преображенский надвратный и Успенский трапезный храм. В последующие десятилетия в этих старинных стенах уживались музейная и религиозная составляющие, а в 2010 году Новодевичий монастырь передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии РПЦ. В настоящее время ведутся реставрационные работы в палатах, на колокольне, башнях, крепостных стенах.

В центре Новодевичьего монастыря пятиглавый Смоленский собор, в интерьере которого сохранилась фресковая живопись XVI века. Он был построен по образцу Успенского собора в Кремле. В конце XVII века, в правление царевны Софьи, вокруг Смоленского собора был создан архитектурный ансамбль, в котором собор оказался центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» - колокольня и трапезная. Согласно документу второй половины XVIII века, автором этого ансамбля и создателем большинства сооружений монастыря является зодчий Пётр Потапов. В 1689-1690 годах возведена шестиярусная колокольня в нарышкинском стиле высотой 72 метра с чередованием ажурных и «глухих» ярусов, на момент постройки это была самая высокая колокольня в Москве после Ивана Великого. Крепостные стены и башни появились при Борисе Годунове, но в конце XVII века были полностью выстроены заново. В качестве исключительного по сохранности образца московского барокко ансамбль поставлен под охрану ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего человечества.

Ансамбль состоит из десятков построек: Соборный храм Смоленской иконы Божией Матери (1524-1525 или 1560-е годы), храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной (1685-1687 годы), трапезная при Успенском храме (1685-1687 годы), колокольня (1689-1690 годы), храм Спаса Преображения над северными воротами (1687-1689 годы), Лопухинские палаты (1687-1688 годы), храм Покрова Пресвятой Богородицы над южными воротами (1683-1688 годы), Мариинские палаты, храм Святого Амвросия Медиоланского (конец XVI - начало XVII века), палаты царицы Ирины Годуновой (XVII век), Певческие палаты (1718-1726 годы), Казначейские палаты (конец XVII - начало XVIII века), Стрелецкая караульня при Напрудной башне (палаты царевны Софьи, XVII век), палаты царевны Евдокии (конец XVII - начало XVIII века), Филатьевское училище (1871-1878 годы), Больничные палаты (XVII век), Стрелецкая караульня при Никольской башне, Стрелецкая караульня при Чеботарной башне, Сетуньская стрелецкая караульня, Погребные палаты (конец XVII века), часовня-усыпальница Прохоровых (1911 год), крепостные стены с двенадцатью башнями (конец XVII века).

Узнать больше: Н.Антушев. Историческое описание Московского Новодевичьего монастыря. - Москва, 1885.
И.Г.Борисенко. Новодевичий монастырь. - Москва, 2003.
А.И.Власюк. Новодевичий монастырь. - Москва: Искусство, 1958.
А.А.Дельнов. Новодевичий некрополь и монастырь. Москва: Эксмо, 2006.


Новодевичий монастырь. 1997 год: https://pastvu.com/p/70698

Соборный храм Смоленской иконы Божией Матери построен в 1524-1525 годах - это старейший храм Новодевичьего монастыря, проект приписывается работе либо Алевиза Нового, либо зодчего Нестора, который погиб при строительстве собора. До наших дней сохранились фрески 1526-1530 годов и иконостас 1683-1686 годов.

Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой (1685-1687 годы)


Колокольня высотой 72 метра построена в 1689-1690 годах предположительно Яковом Бухвостовым. Палаты царевны Евдокии при колокольне (конец XVII - начало XVIII века)


Храм Спаса Преображения над северными воротами (Преображенская надвратная церковь) возведён в 1687-1689 годах, опоясан балконом-гульбищем, это домовый храм митрополита Крутицкого и Коломенского


Лопухинские палаты примыкают к Преображенской церкви, они построены в 1687-1688 годах для царевны Екатерины Алексеевны, а называются по имени первой жены Петра I Евдокии Лопухиной, которая недолго время здесь проживала. На фасаде сохранились старейшие в Москве солнечные часы.


Храм Покрова Пресвятой Богородицы над южными воротами (Покровская надвратная церковь) возведён в 1683-1688 годах. Через ворота можно было пройти на Новодевичье кладбище, но они уже давно на замке.


Мариинские палаты примыкают к Покровской церкви, построены в 1683-1688 годах


Храм святого Амвросия Медиоланского (Амвросиевская церковь) изначально посвящался Иоанну Предтече, построен в конце XVI - начале XVII веков


Палаты царицы Ирины Годуновой вместе с трапезной находятся при Амвросиевской церкви, эти здания - из числа самых старых в монастыре


Певческие палаты построены в 1718-1726 годах как братские кельи, позднее здесь проживала наместница и монахини-певчие


Казначейские палаты возведены на рубеже XVII и XVIII веков в качестве игуменской кельи


Стрелецкая караульня (Палаты царевны Софьи) XVII века объединена с нижним ярусом Напрудной башни


Филатьевское училище (1871-1878 годы) построено на средства Н.Филатьевой для девочек-сирот разных сословий. Сейчас здесь Московское епархиальное управление.


Больничные палаты XVII века с мемориальной доской в память о реставраторе Петре Барановском


Сетуньская стрелецкая караульня


часовня-усыпальница Прохоровых (1911 год)


Мавзолей Волконских (первая половина XIX века)


Надгробный памятник герою Бородино, генералу Василию Тимофееву

После реконструкции территории 1930-х годов в монастырском некрополе осталось не более сотни надгробий. Здесь обрели последний приют царица Евдокия Лопухина, царевны, монахини, игуменьи. На надгробных памятниках высечены имена многих выдающихся граждан своего времени - героев Отечественной войны Дениса Давыдова и Дмитрия Волконского, генералов Дмитрия Милютина и Алексея Брусилова, литераторов Михаила Загоскина и Алексея Плещеева, философа Владимира Соловьёва. С южной стороны за крепостной стеной находится большое Новодевичье кладбище, но это уже другая история.



За пределами крепостных стен в 2016 году воссоздан храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Летописи относят появление храма Усекновения главы Иоанна Предтечи Московского Новодевичьего монастыря ко времени основания обители, то есть к 1525 году. Во время наполеоновского нашествия Новодевичий монастырь был занят вражеской армией и подвергнут осквернению, а храм Усекновения взорван.


Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение храма Усекновения главы Иоанна Предтечи: «Храм всегда строится с молитвой, всегда строится во благо людей, с надеждой на то, что через молитву в храме люди будут жить более полной и счастливой жизнью. Храм - это всегда святыня, это место духовного успокоения людей, место их встречи с Господом. Дай Бог, чтобы в нашем Первопрестольном граде успешно продолжалось строительство новых храмов и чтобы по всей Руси продолжалось созидание храмов - везде, где в них есть потребность. И верим, что этот обновленный лик исторической Руси долгие-долгие годы - дай Бог, чтобы столетия - продолжал вдохновлять людей и помогал обращать им взор к небу».


У стен храма когда-то было кладбище, сейчас на этом месте сооружён кенотаф - надгробные памятники, под которыми нет останков.

Один из самых удивительных по красоте и гармонии архитектурных ансамблей Москвы - Новодевичий монастырь.

С точки зрения архитектуры, Новодевичий монастырь был построен в стиле московского или нарышкинского барокко, который сформировался в Москве к концу XVII века. Для этого стиля характерно яркое декоративное сочетание резных белокаменных деталей с красной кирпичной стеной. Пожалуй, Новодевичий монастырь является самым ярким примером данного стиля. В XVII веке, под руководством Софьи, монастырь был реконструирован. То, что мы можем увидеть сегодня, относится к XVII веку.

В монастыре сохранилось 6 храмов: Смоленский собор, Успенская церковь при трапезной, Амвросьевская церковь при Ирининских палатах, 2 надвратные церкви (Преображения Господня, над северными воротами, храм Покрова Богоматери, над южными воротами) и храм во имя преп. Варлаама и Иосафа в нижнем ярусе колокольни. Собор Смоленской иконы Божией Матери - старейший храм Новодевичьего монастыря. Он был построен в 1524-1525 годах и по архитектуре схож с Успенским собором Московского Кремля, хотя и отличается от него по ряду особенностей. Собор поставлен на высокий белокаменный подклет и сложен из большемерного кирпича; фасады его, разделенные лопатками на 4 прясла по длине и 3 - по ширине, практически лишены украшений. Только трехчастная апсида украшена тонким аркатурным пояском. Своды опираются на крестчатые столпы (новшество, привнесенное в русское зодчество итальянцами). Храм окружен галереями с арочными проемами (часть которых ныне заложена) и маленькими приделами с южной и северной сторон. Ступени высоких крылец ведут ко входу в собор.

Росписи, сохранившиеся в соборе, относятся к 1526 - 1530 годам. Во времена Бориса Годунова фрески были поновлены, но не переписаны. Закрасили их позже, и только при реставрации в советское время, когда собор отдали музею, стенам собора был возвращен первоначальный вид. Картины расположены в несколько ярусов на стенах и столпах и посвящены, главным образом, теме святых воинов и русских князей, чудесам Смоленской иконы Богоматери; в росписях прослеживается идея Москвы как третьего Рима. Это вполне объясняется временем их создания - периодом становления Российского государства. Росписи сводов, судя по стилю, все же были сделаны при Борисе Годунове. Пятиярусный главный иконостас собора был сделан по заказу царевны Софьи в 1683 - 1686 годах мастерами Оружейной палаты. Иконостас, сделанный мастером из Шилова Климом Михайловым "со товарищи", резной и покрытый позолотой, неизменно притягивает взгляды посетителей музея.

После закрытия монастыря собор был занят музеем, в ведении которого и остается до сих пор.

Успенский храм Новодевичьего монастыря. Святитель Петр, перенося в 1325 году резиденцию русских митрополитов из Владимира в Москву, силу и благочестие Москвы ставил в тесную связь с построением в этом городе храма в честь Пресвятой Девы Марии; он рекомендовал великому князю Ивану Даниловичу Калите воздвигнуть здесь "храм, достойный Богоматери". Согласно этой воле святителя, в 1326 году в Москве была заложена первая каменная церковь во имя Успения Богоматери, и впоследствии значительная часть воздвигаемых на Руси храмов названа в честь этого праздника, и в ряду их - старинный чтимый верующими Москвы храм в Новодевичьем монастыре. По своему первоначальному назначению храм Новодевичьего монастыря принадлежит к типу особых, строившихся только в монастырях храмов, - храмов-трапезных. Это сооружение полуцерковного, полугражданского характера: собственно храм занимает здесь небольшую часть; все остальное приноровлено для нужд, не имеющих непосредственного отношения к Богослужению.

Храмы подобного типа возникали и созидались в общежительских монастырях. По завещанию Преподобного Сергия Радонежского у монашествующих ничего не было собственного, одежда и обувь получались "из казны", пища вкушалась за общей трапезой. Большое число насельников, питавшихся по уставу вместе и в одно и то же время, вызвало необходимость постройки в монастырях просторных залов - столовых.

Такие, предназначенные для удовлетворения потребностей иноческой общины, помещения связывались по плану с церковью. Наряду с храмом здесь строились и службы для общинной столовой. Соединение разнообразных частей в одно целое и создало характерный тип постройки, носящий название храм - трапезная.

Трапезная Новодевичьего монастыря с Успенским храмом при ней представляет одно из наиболее величественных и интересных сооружений подобного рода. Монастырь (основан в 1524 году) длительное время являлся монастырем придворным, привилегированным, и его трапезная палата строилась с расчетом не только для повседневного столования иночествующих, но и для приема часто наезжавших сюда царей и других высокопоставленных лиц, устройства многолюдных праздников и поминальных обедов. Она представляет собой обширное (площадью свыше 2000 кв. м) хорошо освещенное, устроенное на высоком подклете здание с целым рядом залов, тремя парадными крыльцами и богатой наружной и внутренней отделкой. Собственно трапезная и храм при ней образуют единое сооружение, причем храм по отношению к трапезной сильно возвышен и равен двум кубам, поставленным один на другой.

Храм имеет 2 этажа: внизу помещается "теплая" церковь во имя Успения Божией Матери, вверху - "холодная" (неотапливаемая) церковь в честь Сошествия Святого Духа. В нее ведет узкая лестница, устроенная в южной стене.

Обе церкви и трапезная построены в 1685 - 1686 годах по распоряжению сестры Петра I царевны Софьи. Сооружение здания было связано с общей перестройкой монастыря. Почти весь монастырский поселок создан был тогда заново, в едином стиле.

Характер архитектуры Успенской церкви с трапезной очень типичен для московского (нарышкинского) барокко. Высокий, столпообразный храм имеет примыкающие к нему более низкие алтарь с востока и трапезную с запада; формы окон и дверей прямоугольные, размеры их велики; на углах здания колонны, окна обрамлены наличниками; вся отделка отличается нарядностью; колористический эффект - красное (фон) с белым (декорации). В 1976 году здание сильно пострадало от пожара, и было вскоре частично перестроено. Изменения сказались в следующем: разобрана широкая, открытая галерея на арках, окружающая палату, уничтожены кокошники, украшавшие верх церкви, пятиглавие заменено одной главой, переделаны крыльца. Но и при этих переделках вид здания сохранился довольно близким к прежнему; капитальные части его не изменились, и оно осталось одним из лучших памятников русской архитектуры конца XVII века.

Главный вход в храм - через северо-западное крыльцо. Оно примыкает к обширной прихожей-паперти, восточная стена которой украшена иконами, перед ними висят неугасимые лампады. Из прихожей в помещение трапезной - дверь, обрамленная интересным резным белокаменным порталом. Трапезная является сейчас основным местом стояния молящихся во время богослужений; посредством трех больших арок, имеющих художественно выполненное из резного белого камня обрамление, она соединяется с собственно храмом, который имеет небольшую площадь. Его внутреннее оформление новое: существующий в настоящее время иконостас установлен в 1945 году; ранее он находился в московской церкви в честь Святой Троицы в Хохлах. Иконостас деревянный, XVII века, состоит из четырех обычных ярусов икон; все иконы, за исключением нескольких местных, современны ему. Оформление иконостаса выполнено в виде занавеса; по замыслу автора, оно должно напоминать алтарные преграды первых веков христианства, когда алтари отделялись простыми занавесами.

Трапезная представляет собой обширный (площадью в 390 кв. м) хорошо освещенный зал, крытый единым, без промежуточных опор, сводом, в котором красиво врезываются сводики над оконными проемами.

В правой части трапезной, у восточной стены, примыкающей к Успенскому храму, находится придел во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Придел имеет небольшой одноярусный деревянный иконостас, устроенный в 1956 году; все иконы его - позднего происхождения. Алтарь придела очень невелик по размерам; в нем совершаются, главным образом, ранние литургии. Церковь Святого Амвросия епископа Медиоланского (современный Милан) возведена на территории монастыря из белого камня предположительно в конце 1600-х годов. Богослужения в Амвросиевском храме совершаются в день памяти святителя Амвросия (7/20 декабря) и при занятости Успенского храма. В остальные дни храм используется для выполнения молитвенного монашеского правила сестер и для прочтения псалтири (в день вычитывается вся псалтирь, несколько томов монастырского синодика и поминальные записки). Надвратные храмы - Покрова Пресвятой Богородицы (построена в 1683 - 1688 годах) - над южным входом, трехглавый, с открытой террасой; в архитектурном стиле ощущается влияние южнорусского барокко и Преображения Господня (Спаса Преображения, 1687-1689гг.) - над северными воротами, пятиглавый, в стиле нарышкинского барокко; 3 яруса нарядных окон, внутри - восьмиярусный резной золоченый иконостас работы мастеров Оружейной палаты под руководством К. Золотарева (1688г). К Преображенскому храму примыкает Лопухинский корпус (168301686гг.) - жилые палаты царевны Екатерины Алексеевны, где в 1727-1731 годы жила царица Евдокия Лопухина. Еще дальше, тоже вдоль стены - бывшая стрелецкая караульня при Напрудной башне, которая в 1698 - 1704 годы служила местом заточения царевны Софьи. Здесь расположена экспозиция, посвященная Филарету: множество документов, несколько икон, яркая изразцовая печь.

Колокольня Новодевичьего монастыря относится к лучшим произведениям русского зодчества XVII века. Среди известных колоколен подобного типа она поражает особой соразмерностью пропорций. На 72-метровую высоту легко и свободно поднимается ажурный столп. Изысканная стройность и легкость достигнуты умелым распределением частей сооружения. Глухие ярусы чередуются с ажурными, облегченными арками, и каждый имеет своеобразное декоративное решение, не повторяющееся по рисунку. Необычно расположив колокольню за алтарными апсидами собора, зодчий, таким образом, завершил и объединил все постройки архитектурного ансамбля и одновременно четко определил центральное положение Смоленского собора - архитектурной доминанты Новодевичьего монастыря.

Похожие статьи

  • Капернаум – город, излюбленный Христом Посещение Национального парка

    Вконтакте Капернаум - древний город, располагавшийся на северо-западном побережье в 5 км к северо-западу от Табхи.Упоминается в Новом Завете как родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова. NicFer , GNU 1.2 В Капернауме в...

  • Необитаемый остров Кекова — древний затонувший город в Турции

    Остров Кекова на данный момент считается одной из наиболее популярных . Сюда ежегодно съезжаются туристы со всего мира не только для того, чтобы насладиться красотой здешней природы, но также и чтобы лучше ознакомиться с историей Древнего...

  • Турция: Подземный город Деринкую Такси и трансферы

    Для полноты картины в Каппадокии после прогулок по долинам надо посетите подземный город Деринкую. В Каппадокии известно около двух сотен подземных городов, но самый большой – Деринкую. За ним идет Каймаклы, который находится в десяти...

  • Кто и почему скрывает истинную дату катастрофы?

    Помпеи (Италия) – уникальный город. Он представляет интерес как историческое наследие не только для Италии, но и для всего мира. Город находится под охраной ЮНЕСКО и, по сути, является музейным комплексом под открытым небом. Наверное,...

  • Помпеи – город погребенный заживо

    Что мы знаем о древнем городе Помпеи? История рассказывает нам о том, что когда-то этот процветающий город вмиг погиб со всеми жителями под лавой проснувшегося вулкана. На самом деле история Помпей очень интересна и наполнена большим...

  • Самые богатые шейхи Востока 

    В арабском языке термин шейх означает родовитого взрослого мужчину, который имеет огромное состояние и пользуется большим уважением в обществе среди верующих. Только самые почитаемые и уважаемые мусульмане могут заработать это почетного...